Трансактный анализ эрика берна: техники, понятия, цель, упражнения, отзывы

Трансактный анализ Эрика Берна: техники, понятия, цель, упражнения, отзывы

Эрик Берн прославился во всем мире психотерапии и психологии за счет своей теории об общении людей между собой и отношении их к себе и окружающим.

Трансактный анализ Эрика Берна изучался многими психологами, которые сходились на том, что человек проживает жизнь действительно по тому сценарию, который заложен в детстве.

Многие слова родителей закладывают стереотипное поведение человека, это и определяет качество его жизни и общения. Что это такое – трансактный анализ как метод психотерапии? В чем его суть и польза для человека?

Что такое теория трансактного анализа Эрика Берна?

Ее принято считать психологической моделью, которая отображает анализ поведения и взаимодействие человека в группе и внутри себя. Эта теория приобрела большую популярность за счет доступности понятий и объяснения поведенческих реакций человека.

Главным постулатом здесь является то, что в определенных обстоятельствах человек может поступать в зависимости от того, какую из трех Я-позиций он принимает. Первым на эти позиции обратил внимание Берн Эрик. Трансактный анализ берет свое начало с психоанализа, поэтому рассматривает и изучает глубинные аспекты психики человека.

Для психотерапии важным моментом применения этой теории является утверждение о том, что каждая личность может научиться мыслить и отвечать за свои поступки, доверять прежде всего ощущениям и потребностям, принимать решения и выстраивать личные взаимоотношения. С этой позиции теория Эрика Берна является очень действенным методом помощи человеку в решении жизненных проблем.

Позиции в трансакциях

В этой теории легкая для восприятия структура личности – это три эго-состояния: Родитель, Ребенок, Взрослый. Каждое из них значительно отличается от другого, имея набор поведенческих характеристик, мышления и чувств.

Для психотерапевта очень важно понять, в каком состоянии человек поступает так или иначе, и что можно изменить в его поведении, чтобы он мог быть гармоничной личностью, о которой говорил Берн Эрик. Трансактный анализ предполагает три основных правила относительно этих эго-состояний:

  • Любой по возрасту человек был когда-то маленьким, поэтому может что-то делать под влиянием эго-состояния Ребенок.
  • Каждый (с нормально развитым мозгом) наделен способностью принимать адекватные решения и оценивать реальность, что свидетельствует о наличии у него эго-состояния Взрослый.
  • Все мы имели родителей или лиц, замещающих их, поэтому имеем данное начало, выраженное в эго-состоянии Родитель.

В основе психотерапии с использованием трансактного анализа лежит помощь в осознании человеком непродуктивных стереотипных поведения. Анализ трансакций, происходящий с помощью специалиста, помогает человеку стать более продуктивным в поисках решений, в осознании реальности, в постановке дальнейших целей.

Типы трансакций в психотерапии

Любые взаимодействия между людьми, речевые или невербальные, называются трансакциями в теории, которую вывел Берн Эрик. Трансактный анализ в рамках психотерапии предполагает изучение человеческих взаимоотношений, а также поиск решений возникающих проблем.

Специалисту важно определить, какие схемы привели к трудностям во взаимоотношениях. Бывает два вида вербальных и невербальных взаимодействий:

  • параллельные;
  • перекрестные.

Параллельные способы взаимодействия

Психотерапевт, работая с клиентом, определяет, какой вид трансакций был использован. Параллельные являются конструктивным видом взаимоотношений. В этом случае эго-позиции должны совпадать. Например, трансакция с вопросом “Как дела?” и ответом “Все хорошо!” произведена с позиции Взрослого. В этом случае никаких проблем при взаимодействии не возникает.

Перекрестные трансакции

Перекрестные могут спровоцировать конфликты. Это такое взаимодействие, при котором на стимул (вопрос или обращение) происходит неожиданная реакция с позиции другого эго-состояния. Например, вопрос “Где мои часы?” и ответ “Где бросил, там и доставай!” – трансакция с позиций Взрослого и Родителя. В этом случае может развиться конфликт.

Бывают еще скрытые трансакции (на психологическом и социальном уровнях). В этом случае важно анализировать стимулы людей, общающихся между собой.

Стимулы в общении

Для развития личности важно одобрение. Это одна из базовых потребностей человека. В теории трансактного анализа такое одобрение или стимул называется “поглаживанием”.

Такие моменты в общении могут нести позитивную или негативную окраску. “Поглаживания” бывают безусловными (просто за то, что человек есть) и условными (даются за поступки).

Последние как раз и окрашены эмоциями со знаком “+” или “-“.

В терапевтической практике специалист учит человека принимать такие стимулы или же не делать этого, особенно когда они негативные. Позитивные условные “поглаживания” также не всегда уместно принимать, так как человек приучается быть “хорошим”, то есть старается всем угодить, ущемляя при этом себя.

Важно также научить клиента отказываться от условий, которые выдвигаются при положительном стимуле, если они не соответствуют внутренним позициям человека, что особенно подчеркивал Берн Эрик.

Трансактный анализ помогает сфокусироваться клиенту на создании необходимых для него условий, где он может открыть в себе новые силы для принятия решений и так далее.

В терапевтическом контакте психолог должен научить человека принимать себя, тогда консультация будет успешной.

Честные и нечестные трансакции

Следующим моментом в изучении трансакций как метода терапии является анализ взаимодействий, определяющих времяпрепровождение личности. Это явление назвал структурированием времени Эрик Берн. Психоанализ склонен рассматривать его немного с другой стороны: с позиции защитных механизмов.

Существует шесть способов структурирования времени:

  • уход (манипулятивный способ воздействия на человека);
  • игры (серии скрытых трансакций, которые также “нечестно” манипулируют людьми);
  • интимность (сексуальные взаимодействия);
  • ритуалы (трансакции, обусловленные стереотипами и внешними факторами);
  • развлечения (достижение определенных целей для себя);
  • деятельность (получение воздействий от окружающих и достижение своих целей).

Последние три называются “честными”, так как не манипулируют окружающими. Психотерапевт во время беседы помогает выстраивать позитивные трансакции без манипулятивного поведения. Игры – это влияние на поведение людей. О них поговорим ниже.

Жизненные сценарии людей

Каждый человек живет по заданному в детстве сценарию, утверждал Эрик Берн. Психология жизненных сценариев людей напрямую зависит от позиций, принятых в детстве.

  1. Победитель – человек, добившийся целей, вовлекающий в борьбу других. В процессе терапии такие люди пересматривают свои жизненные позициии и манипулятивные игры, пытаясь выстроить продуктивные трансакции без негативного влияния на других.
  2. Побежденный – человек, постоянно переживающий неудачи, вовлекающий других в свои беды. Психотерапия для таких людей очень важна. В процессе беседы и анализа трансакций такие люди понимают причины своих неудач по жизни. Клиенты обучаются правильно реагировать на проблемы, не вовлекать в них окружающих, стараться выбраться из постоянных проблем.
  3. “Не-победитель” – лояльный человек, выполняющий все свои обязанности, старающийся не напрягать окружающих людей. Понимая в процессе психотерапии свой жизненный сценарий, такой человек принимает определенные решения в зависимости от потребностей и целей.

Все сценарии (более подробно о них можно прочитать в книге, которую написал Эрик Берн, – “Психология человеческих взаимоотношений, или Игры, в которые играют люди”) мы получаем в результате родительского программирования в раннем детстве.

Сначала перенимая их невербально, затем с помощью вербальных посланий. Они с течением жизни вытесняются из сознания, поэтому человек может и не догадываться, чем продиктовано его поведение.

Поэтому с проблемами, касающимися жизненных сценариев или конфликтных взаимодействий, важно обратиться к психотерапевту, знающему досконально теорию трансактного анализа.

Источник: http://fb.ru/article/221027/bern-erik-transaktnyiy-analiz-kak-metod-psihoterapii

Трансактный анализ Эрика Берна: техники, понятия, цель, упражнения, отзывы

Трансактный анализ Эрика Берна: техники, понятия, цель, упражнения, отзывы

Трансактный анализ представляет собой совокупность методик, анализирующих и психокорректирующих человеческую судьбу и жизнь. Подобная методика активно используется в наркологии с целью лечения тяжелых зависимостей вроде алкоголизма или наркомании.

Трансактный анализ Э. Берна в наркологии

Трансактный анализ – метод терапии, состоящий из трех основ:

  • Структурный анализ – анализ личности и ее Эго-состояний;
  • Трансактный анализ – оценка межличностных взаимодействий, общения;
  • Сценарный анализ – это оценка жизненного сценария, которого человек подсознательно придерживается в течение жизни.

Создатель методики — Эрик Берн, анализ же основывается на теории личности, которая, в зависимости от определенной обстановки может пребывать в трех различных состояниях: родитель, ребенок и взрослый. На протяжении жизни человек попеременно пребывает в одном из таких эго-состояний.

Понятия

Трансактный метод анализа Эрика Берна часто называют оценкой общения, поскольку подобная методика анализирует человека на основе его взаимодействия с другими людьми.

Основными понятиями трансактного анализа выступают:

  • Нет психически нездоровых людей, все мы – нормальные, поэтому каждый имеет право на уважение к собственной личности и своему мнению. Каждая личность имеет определенную важность и вес в обществе;
  • Каждый человек строит свою жизненную историю сам, поэтому он в состоянии поменять ее сценарий, не опираясь на ранее принятые решения;
  • Каждый человек способен мыслить, если только нет каких-либо приобретенных либо врожденных мутаций, нарушений и увечий, а также за исключением состояния бессознательности.

Цель

Основатель методики Эрих Берн, заявлял что целью подобного анализа является освобождение пациента от зависимостей, обретенных им когда-то и заставляющих пациента снова возвращаться к ним. Человека необходимо научить взаимодействовать с другими членами общества так, чтобы он получал некоторую выгоду психологического характера.

Подобная психотерапевтическая методика помогает пациенту освободиться от жизненных сценариев, кем-то или чем-то навязанных когда-то.

Конечная цель анализа трансакций — формирование всесторонне гармоничной личности, которая сбалансирована в отношении всех Я-состояний (Взрослый, Родитель, Ребенок). Причем эго-состояние «Взрослый» должно стать автономным.

Общая суть

  • В целом подобный анализ направлен на глубокое понимание собственной личности, на познание рационального взаимодействия с окружающими, а, главное, на разрушение и изменение неприемлемого жизненного сценария, связанного с каким-либо пагубным пристрастием вроде наркозависимости либо алкоголизма.
  • Использование в терапии разнообразных зависимостей трансактного анализа позволяет выявить и устранить препятствия, мешающие полноценной и трезвой жизни.
  • Сущность заключается в том, что человек формирует новые поведенческие модели и пересматривает свой жизненный сценарий.
  • Пациент лучше понимает свой внутренний мир и себя, что побуждает его найти определенный выход из сложившихся трудностей и предпринять попытки для их разрешения.На видео суть и цели трансактного анализа:

Основные положения и техника

Каждое состояние эго является отражением определенного достижения, причем довольно часто эти эго-состояния сочетаются, влияя друг на друга.

Спиртное либо наркотики оказывают на эго-состояния и сознание пациента специфическое влияние. С увеличением опьянения происходит изгнание эго-состояний.

Поначалу сознание ликвидирует Родителя, который придерживается моральных запретов и критического осуждения.

Затем ликвидируется Взрослый, т. е. память и рациональность. Подобные процессы обуславливаются померкнувшим сознанием, при котором Ребенок делает, что хочет.

Когда алкоголик, пребывая в состоянии «Ребенка», лишен и «Взрослого», и «Родителя», то он может сделать, что ему захочется, например, сексуальное удовлетворение или запретные действия, которые он неспособен совершить, пока не изгонит «Взрослого» и «Родителя».

Психиатр использует техники анализа транзакций для улучшения жизни пациента. Анализ проводится путем диалога между пациентом и зависимым. По сути, трансактная методика разрабатывалась для групповой работы, поэтому специалисты рекомендуют практиковать подобную терапию в группах анонимных алкоголиков или наркоманов.

Трансактный анализ является контрактной терапией, при которой дается какое-то обещание и в дальнейшем ожидается его выполнение. Алкоголизм или наркозависимость здесь рассматривается в качестве неприемлемого жизненного сценария, ведущего к разрушению который пациент должен изменить.

Личностные роли по Берну

Базовые упражнения

Техники и упражнения трансактного анализа весьма разнообразны и многочисленны, но все они сводятся к изучению человеческих эго-состояний, осознания и дальнейшей закладки жизненного плана.

Любой человек может пребывать в состоянии взрослого, ребенка или родителя, поэтому очень важно научить пациента понимать себя в каждом из этих эго-состояний, которые являются определенной частью личности.

  • Для выполнения первого упражнения врач просит пациента привести пример на каждое эго-состояние за последние 24 часа, при этом пациент должен описать чувства и мысли, присутствующие при каждом из этих состояний. Пациенту нужно вспомнить, как он себя вел, будучи в «Ребенке», «Родителе» и «Взрослом».
  • Второе упражнение заключается в возвращении в каждое из описанных пациентом состояний.
  • Третье базовое упражнение требует от пациента вспомнить последний день, когда именно он пребывал в состоянии «позитивного ребенка». Пациент должен четко представить и описать свое поведение в этот момент. Затем воспоминания должны коснуться «негативного ребенка», где он также описывает свое поведение, эмоции, мысли.
  • Четвертое упражнение заключается в воспроизведении и описании поведения «негативного и позитивного родителя», когда за прошедший день он находился в подобном состоянии, кого конкретно из своих родителей он копировал в эти моменты и пр.
  • 5 упражнение заключается в построении эгограммы, что необходимо для определения рейтинга каждого состояния.
  • В шестом упражнении психотерапевт выясняет, есть ли у пациента желание поменять что-либо в собственной эгограмме, уточняет, что именно нужно поменять.
Читайте также:  Фолликулярный рак щитовидной железы: причины и симптомы, степени, диагностика, лечение, прогноз

Упражнений довольно-таки много, описать их все в рамках данной статьи невозможно, хотя общий принцип работы вполне понятен. Минимальное количество занятий, которые должен пройти пациент, не меньше 10, а то и больше. Зависит от группы и ситуации, а также психоаналитика.

Отзывы

К сожалению, в интернете ничтожно мало отзывов о подобной терапии, однако, из найденной информации можно сделать такие выводы:

  • Психоаналитики считают теорию Берна весьма эффективной в области определения и понимания проблемы. Но вот решить ее при помощи трансактного анализа не всегда удается. Возможно, причина кроется в недостаточной информации относительно алгоритмов ее использования. Но в целом при сочетании подобной методики с другими направлениями и при ее групповом использовании она вполне заслуживает одобрения.
  • Что касается пациентов, прошедших подобную терапию, то их найти не удалось. Хотя сами психотерапевты утверждают, что успешно пролеченный пациент не особо распространяется о психотерапевтической помощи, утверждая, что до всего дошел сам. Пациенты подсознательно стремятся забыть себя в состоянии алкоголика или наркомана, поэтому даже разговоров о методах лечения стараются избегать.
  1. Итак, в целом методика трансактного анализа в умелых и опытных руках достаточно эффективна, но проблема в том, что на сегодня недостаточно этих самых рук, умело использующих основы данной теории на практике.

Источник: https://lekartut.ru/transaktnyj-analiz-kak-effektivnaya-terapevticheskaya-metodika-v-narkologii.html

Техники транзактного анализа

Трансактный анализ Эрика Берна: техники, понятия, цель, упражнения, отзывы

Транзактный анализ (ТА) — популярная психотерапевтическая методика, предназначенная для группового и личностного роста. Разработал её Эрик Берн в 1998 году. Принцип основан на взаимодействии в сознании человека трёх субличностей — ребёнка, взрослого и родителя. Целью тренировок транзактного анализа является изменение личности в требуемую сторону.  Рассмотрим техники транзактного анализа проведения транзактного анализа.

Техника 1. Определение эго-состояний

Сначала человек должен заполнить колонку способов поведения для каждой субличности — ребёнка, взрослого и родителя. Ему предлагают список действий, чувств, жестов, высказываний и мыслей каждой субличности, а пациент уже сам заполняет колонки по каждой из них.

После этого нужно определить — какая из субличностей занимает какое время в течение суток. Так определяют доминирующую субличность. Иногда данные рисуют в виде графика со столбиками.

После анализа, человек определяет, что именно он хотел бы изменить, на какую субличность оказать воздействие.

Техника 2. Определение транзакций

Транзакции — это взаимодействие между разными эго-состояниями. Транзакции бывают параллельные (взрослый-взрослый, ребёнок-ребёнок и родитель-родитель) и перекрёстные (родитель-ребёнок, взрослый-родитель, ребёнок-взрослый).

Для их проработки в группе используются сценарные ролевые диалоги, когда каждый выбирает себе роль, например — родитель и ребёнок, супруги, взрослый и родитель и т. д.

Важно, чтобы каждый участник обязательно изучил своё поведение во всех этих трёх ролях.

Техника 3. Поглаживания

Поглаживания — это некоторые действия коммуникативного характера, направленные к другим людям. Они могут быть вербальными и невербальными. Поглаживания разделяют на негативные и позитивные.

Суть техники заключается в том, чтобы определить, какие поглаживания человек хочет получать, какие он сам отдаёт другим, что он хочет изменить в своём поведении и как можно подкорректировать отношение других, изменяя свой профиль поглаживаний.

Пациент обязательно пробует обмениваться вербальными и невербальными поглаживаниями в группе и на основании полученных данных составляет индивидуальную карту поглаживаний. 

Техника 4. Структурирование времени

Теория Берна подразумевает, что есть шесть способов структурирования времени. Во время занятий данной техникой участники учатся взаимодействовать друг с другом, используя поочерёдно все шесть техник.

Например — в одном разговоре используется одна техника структурирования времени, а в другом — вторая, третья и т. д. Кроме того, участники составляют карту своего дня и отмечают там, сколько времени они тратят на все эти шесть способов структурирования.

Эта техника напрямую связана с навыками планирования и выполнения планов.

Техника 5. Определение сценария жизни

Для определения жизненного сценария используют специальные опросники. Затем анализируют ответы и определяют преобладающий сценарий. Кроме того для выяснения любимого сценария поведения используются такие упражнения, как рассказ басни и представление себя её героем, рассказ сна, игра на сцене и др. Выясняют, кто любимый герой человека, какая его любимая басня или рассказ.

Обязательно идёт проработка сценария поведения в стрессовых ситуациях, которые закончились негативно для пациента, как он вёл себя сейчас, несколько лет назад, в юношестве и в детстве и что именно привело к негативному результату. Вот этот сценарий и нужно заменить на другой, который приносит успех. Также техника позволяет устранить негативные и ограничивающие паттерны и определить активизирующие драйверы, чтобы чаще использовать их.

Техника 6. Работа с игнорированием ситуаций

Игнорирование стрессовых ситуаций провоцирует пассивное поведение, что отключает механизм устранения данной ситуации, следовательно, она повторяется снова и снова.

Техника работы с игнорированием включает такие упражнения, как анализ неприятных ситуаций, определение, что именно человек игнорировал, какие варианты действий других людей явно говорят о том, что они игнорируют ту или иную ситуацию и т. д.

Для работы используют специальную матрицу игнорирования, которую каждый участник заполняет самостоятельно.

Техника 7. Работа с мировосприятием и его искажением

В данной технике используется взаимодействие между участниками группы, которые применяют в разговоре друг с другом отклоняющие или блокирующие трансакции. Трансакция — это коммуникативная конструкция, которая считается единицей общения.

В разговоре участвуют люди в трёх ролях — клиента, адвоката и наблюдателя. В разговоре между ними должно быть затронуто как можно больше вопросов. В одном разговоре человек должен сохранять свою роль, то есть, использовать либо только блокирующие, либо отклоняющие трансакции.

Потом следует поменяться ролями.

Техника 8. Работа с симбиозом

Данная техника выполняется в парах. Сначала люди в паре стоят, опираясь друг на друга, например, на вытянутые ладони друг друга или просто облокачиваются спинами. Важно, чтобы равновесие поддерживалось другим человеком (обоюдно).

Вторая часть упражнения — постепенный переход в самостоятельное балансирование, но без разрыва физического контакта. Третья часть — один из партнёров стоит неподвижно, а второй убирает руки или спину. На каждой стадии участник должен почувствовать свои ощущения и эмоции.

В большинстве случаев при разрыве контакта может проявляться небольшой страх или неуверенность.

Техника 9. Система рэкета

Упражнения заключаются в моделировании и проигрывании ситуаций, когда по досадной оплошности или вине самого человека его ждут те или иные неприятности. Участники моделируют такие ситуации и описывают свои чувства.

На основании анализа данных составляется система рэкета, которая преимущественно используется пациентом в повседневной жизни. Отмечаются проблемные моменты и проигрываются те же самые ситуации, но с изменённым поведением.

Техника 10. Игры и их анализ

Знаменитая книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» рассказывает о теории автора. Техника основана на этой теории и подразумевает игру участников, моделирующую разные жизненные ситуации. Описание результатов проводится в терминах специальной «формулы И». В процессе игры участник определяет свою преимущественную модель поведения (игры) во взаимодействии с другими людьми.

Техника 11. Контракты на изменение

Техника направлена на заключение с собой контракта на то или иное изменение. Для этого нужно, главным образом, мотивировать своего внутреннего «ребёнка». В начале человеку нужно поставить себе цель, в формулировке которой не должно быть негативных высказываний (не курить, не бояться и т. д.).

Формулировка цели должна быть позитивной. Затем следует определить, чем придётся пожертвовать для достижения цели и понять — безопасно ли это, стоит ли ожидаемого результата? После этого — поставить себе 5 промежуточных целей и сроки их выполнения.

Всё это обязательно сообщить другим людям и попросить их вести контроль за выполнением цели.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце

Источник: https://or-sun.ru/texniki-tranzaktnogo-analiza/

Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры, Эрик Берн — отзыв

В университете на 2 курсе преподавательница рекомендовала нам прочесть Эрика Берна, его Игры и вторую часть про Людей.

На самих занятиях мы разбирали, что такое Родитель, Ребенок, Взрослый, как они взаимодействуют друг с другом, как проявляют себя.

Также разбирали сказки: зачем герои поступали тем или иным образом? что ими двигало? Все это было безмерно интересно и необычно по сравнению с другими занятиями по психологии.

Трансактный анализ Эрика Берна: техники, понятия, цель, упражнения, отзывы

Но вот сейчас я дошла до этой книги, купила ее, предвкушая окунуться во что-то новое, осознать себя, узнать и применять на практике полученные знания. Но я разочаровалась.

Сама книга сделана в твердом переплете, с красивой серебряной обложкой. Ничего лишнего — никаких рисунков на ней нет. Внутри страницы тоненькие с большими буквами. Я люблю подчеркивать нужные цитаты, интересную информацию, загибать уголки листов. Страницы дополнены схемами и рисунками, что очень помогает усваивать материал.

Первая часть «Игры, в которые играют люди» написана тяжело, монотонно, сложнопонимаемо. Вроде все доступно: есть Я-Родитель, Я-Ребенок, Я-Взрослый и они как-то взаимодействуют.

Но мне не удалось подчерпнуть то, что я надеялась там найти. Описываемые игры в жизни я не встречала, поэтому мне они показались ерундой.

Возможно, в психиатрической практике они встречаются чаще, да и я взаимодействую не с большим количеством людей.

Вторая часть «Люди, которые играют в игры» уже более легкая и интересная, хотя там тоже много воды и непонятных предложений. Чтобы уяснить и запомнить информацию, нужно прочитывать несколько раз одно и тоже предложение.

Особенно, когда начинаются фразы наподобии: «здесь можно видеть, что Родитель Ребенка в матери разделен на две части: отцовский Родитель в ее Ребенке и материнский Родитель в Ребенке…» Мне потребовалось много времени, чтобы это понять.

Затем я уже начала многое пропускать и так и не осилила полностью эту книгу.

Хотя есть там и интересные мысли, которые заставляли меня задуматься и прояснять некоторые моменты из детства, которые повлияли на меня сегодня.

«Победитель — это человек, добившийся успеха в том, что собирался сделать. Неудачник — тот, кто не смог сделать то, что собирался»

Источник: https://irecommend.ru/content/zagadochnyi-i-interesnyi-transaktsionnyi-analiz-no-takoi-slozhnyi

Упражнения по трансактному анализу

«Заключение контракта». Напишите на бумаге ответы на следующие вопросы:
— Что бы вы хотели именно для себя такого, что сделало бы вашу жизнь более полной?
— Что надо сделать, чтобы так и получилось?
— Что вы готовы сделать?
— Как вы сами и другие поймете, что эта цель достигнута?

— Какие у вас есть способы саботировать работу над собой?

«Эгограма Дюссея». Колонки эгограммы соответствуют пяти основным состояниям «Я»: КР – Критикующий Родитель, ВР – Воспитывающий (Заботящийся) Родитель, В – Взрослый, АД – Адаптивное Дитя (Приспособленный Ребенок) и СД – Свободный Ребенок. Высота колонок соответствует представлению о том, какую часть времени вы проводите в каждом состоянии. Сделайте свою эгограмму.

«Профиль поглаживаний Маккенны». Проведите на листе бумаги центральную ось и расположите на ней 4 колонки, соответствующие вашему представлению о том, как часто вы:

  1. даете поглаживания;
  2. принимаете их, когда их вам предлагают;
  3. просите о поглаживаниях;
  4. отказываете в поглаживаниях.

Чем больше позитивные поглаживания преобладают над негативными, тем выше от 0 располагается колонка.

«Корралограмма Эрнста». Смоделируйте с партнером нечестную игру и проанализируйте переходы от одной позиции к другой с помощью корралограмы. На горизонтальной оси слева обозначена позиция «Я – не ОК», справа – «Я – ОК». На вертикальной оси вверху – позиция «Ты – ОК», внизу – «Ты – не ОК».

«Драматический треугольник Карпмана». Разыграйте с партнером игру «Алкоголик». Вечером муж приходит пьяный и играет роль Преследователя своей жены. Утром он покаянно выслушивает ее гневные упреки – роли меняются. Затем она звонит на его работу, сообщая, что он не сможет сегодня прийти по семейным обстоятельствам, играя роль его Спасителя.

Читайте также:  Атеросклероз брюшного отдела аорты: симптомы, лечение, диагностика, народные средства

«Диагностика состояний Эго». Три участника садятся перед группой, каждый исполняет одно из трех состояний личности: Родителя, Взрослого и Ребенка. Они вступают во взаимодействие по поводу, например, прогулки в лесу.

Следующую сцену разыгрывает тройка, представляющая лицо противоположного пола. Затем тройки усаживаются одна против другой: Родитель против Родителя, Взрослый против Взрослого и Ребенок против Ребенка.

Разыгрывается супружеский конфликт, при этом можно вступать в диалог с любым игроком, оставаясь в избранной позиции.

«Репетиция сценария». Участник и его партнеры разыгрывают его проблему, остальные члены группы стоят в роли Родителя, сидят на полу в роли Ребенка или сидя на стульях, комментируют происходящее как Взрослый.

«Пустые стулья» (для диагностики скрипт и драйверов). «Рассадите» свои Эго-состояния и призовите их к взаимодействию.

«Футболка». Сделайте бумажную футболку: согните листок и на сгибе оторвите «горловину». На передней стороне сделайте надпись, соответствующую вашему имиджу, а на задней – вашей скрытой части. Наденьте футболку на средний палец, как на пупса. Ходите по аудитории, показывая свою футболку спереди и сзади и рассматривая другие. Выберите себе пару.

«Жертва, Преследователь и Спаситель». Мысленно выберите себе Преследователя и Спасителя и ходите по комнате, стараясь быть подальше от Преследователя и иметь между ним и собой Спасителя. По сигналу «Стоп!» все останавливаются на месте и выясняют распределение ролей.

«Самореклама» (для тренировки позитивных самопоглаживаний). Каждый член
группы по очереди хвалит себя, остальные поддерживают его возгласами одобрения, аплодисментами и т.п.

«Позитивное поглаживание по цепочке» передается от соседа к соседу, затем обсуждают, кто как принимал вербальное позитивное поглаживание и проводят упражнение в противоположном направлении.

«Поглаживания в четверках». Участники просят друг друга о поглаживаниях, дают их или отказываются давать. Затем делятся, какое поглаживание кто ожидал получить, какое – не ожидал, какие поглаживания понравились, а какие – нет, какие поглаживания хотел бы получить, но так и не получил, почему сам отказывал в поглаживаниях.

«Выявление драйверов». Группа разбивается на тройки: Пациент, Терапевт и Супервизор. Пациент в течение трех минут рассказывает что-нибудь Терапевту, который следит за временем и при необходимости отвечает. Супервизор записывает обнаруженные им драйверы пациента и по истечении времени сообщает о результатах. Затем участники меняются ролями.

«Выявление жизненного сценария». Ответьте на следующие вопросы:
— Что рассказывали в семье о моем рождении?
— Как было выбрано мое имя?
— Моя любимая сказка или история в детстве.
— Что случается с людьми вроде меня?
— Если я не изменюсь, чем это кончится?
— Что при этом скажут обо мне другие?

— Какая надпись на надгробии подвела бы итог моей жизни?

Вспомните сообщения, которые вы получали от родителей и свои ранние решения. Выявите нечестные игры, в которые вы играете и настройтесь на установление честных взаимоотношений. Исследуйте свои сценарии, пересматривают свои жизненные позиции и откажитесь от реализации деструктивных планов жизни.

«Подведение итогов».

Ответьте на вопросы:
— Каким вы считаете сейчас свое положение в жизни?
— Смотрите ли вы теперь на мир иначе, чем раньше?
— Изменили ли вы решение, которое было принято в детстве?
— Отказались ли вы от деструктивных намерений, предписанных вам родителями?
— Можете ли вы сейчас выполнять дела, которые в свое время вам запрещали родители?
— Появился у вас новый герой или вы стали иначе смотреть на старого?
— Бросили ли вы оговорки «если б только», «по крайней мере»?
— Отказались ли вы от игр, в которые играли ваши родители?
— Вы сняли «футболку»?
— Мир в ваших снах стал другим?
— Считаете ли вы, что проживете дольше, чем вам казалось раньше?
— Изменились ли ваши предполагаемые последние слова в жизни?
— Изменилась ли эпитафия?
— Вы осознаете, как действует на других людей выражение вашего лица?
— Вы знаете, какое состояние Я активизировано у вас в данный момент?
— Осознаете ли вы, как воздействуют на вас запахи?

— Вы счастливы или просто храбритесь?

Источник: https://psyera.ru/2456/uprazhneniya-po-transaktnomu-analizu

Рецензия Silent2909 на книгу — Эрик Берн «Трансакционный анализ в психотерапии» — MyBook

Эрик, куда ты дел Зигмунда?!илиЛёгким движением рукибрюки превращаются… брюки превращаются…брюки превращаются…

в элегантные шорты!

Трансакционный анализ – это было новое для меня понятие, и, здраво рассудив, я решила сперва ознакомиться с данным понятием, прежде чем браться за книгу.

Из небезызвестной энциклопедии я почерпнула некоторую информацию, из которой легко убедилась, что трансакционный анализ основан на психоанализе, о чём, собственно, и будет сказано в самой книге.

Кроме того, имя Фрейда в ней так же будет упоминаться несколько раз.

Совершенно явно в таких понятиях трансакционного анализа (ТА), как «Ребёнок», «Взрослый» и «Родитель» прослеживается параллель с фрейдовскими «Ид», «Я» и «Сверх-Я».

Скажу больше, я сперва даже поставила между ними жирный знак равенства, настолько казалось очевидным их сходство.

Но по мере чтения книги я всё больше и больше удивлялась, насколько эти понятия не то, чтобы разные сами по себе, а насколько различен подход к ним.

Если у Фрейда все три элемента являются понятиями скорее абстрактными, то у Берна они предстают перед нами как вполне осязаемые вещи, которыми мы можем попользоваться, достать или убрать их в нужный момент, переключаться между ними и вообще чуть ли не манипулировать ими как марионетками.

Фрейдовсвкое Ид, грубо говоря, прячется где-то в глубине нас и исподтишка руководит нашей жизнью, в основном, строя каверзы и всячески усложняя нам жизнь. Это что-то бесконтрольное, существующее само по себе, хоть и одновременно неотъемлемое от нас.

Далее Я, которое как будто нам подвластно, является нашим естественным восприятием окружающего мира, тоже, по Фрейду, существует словно само по себе, так, что мы никогда не скажем: «Моё Я говорит с тобой». Это бы звучало крайне нелепо, мы не думаем об этом. Сверх-Я ведёт себя так же, в сущности, как Ид.

Оно так же сидит где-то в глубине нас и диктует нам свою мораль, обильно насыщая чувством вины, этакая совесть, которая что-то нашёптывает нашему сознанию, как некий голос из ниоткуда, и тоже руководит нашими земными делами и мироощущением. Так, во всяком случае, привычно представлять структуру личности, читая книги Фрейда.

Но Берн быстро и уверенно переворачивает всё с ног на голову.

Оказывается, человек не только может понять (как под влиянием психоанализа) и осознать диктатуру бессознательного и Сверх-Я, дабы впоследствии освободиться от их гнёта, но он может ясно видеть все три состояния своей личности в каждый момент времени, переходить из одного в другое и даже контактировать каждым своим таким состоянием с каким-то состоянием другого человека… Вот такая штука.

Воспользовавшись приёмом самого Берна, можно изобразить структуру личности по Фрейду как некий круг, разделённый тремя горизонтальными линиями. Один круг. Разделённый. Структура же личности по Берну представляет собой три целостных круга, из которых нижний – это «Ребёнок», средний – «Взрослый» и верхний – «Родитель».

Таких вот три самостоятельных круга. В каждый момент времени, согласно Берну, человек находится в одном из этих трёх эго-состояний.

Стоит заметить, психоанализ как будто предполагает нахождение человека в этих трёх состояниях одновременно, и никогда не отделяет их друг от друга, как бы то ни было и под властью каких бы переживаний не находился человек. Поэтому представление о структуре личности Берна было удивительно. И весьма любопытно.

Думается, что, по сути, в данном случаем между теориями нет особой разницы, разница лишь в представлении этих теорий. Мы можем сказать, как Берн: «Этот человек находится в состоянии Ребёнка», и можем сказать равно, как Фрейд: «Этот человек находится во власти своих бессознательных позывов».

Так что эти два понятия, наверное, имеют общий смысл, но представления их весьма и весьма различны. По мере прочтения книги разрыв между психоанализом и структурным анализом Берна казался всё больше и больше, до того непривычны были идеи последнего.

Итак, согласно теории Берна (который, кстати, как он сам замечает ещё в начале книги, впоследствии разошёлся с теориями Фрейда, отвергнув их), человек в каждый момент времени находится в одном из трёх эго-состояний.

Например, он может вести себя адекватно, нормально воспринимать реальность, вдумчиво и разумно общаться с другими людьми, и тогда мы говорим, что он находится в состоянии «Взрослый».

Или человек может поучать кого-то, высказывать такое своё мнение, которое столь строго и предвзято, что явно принадлежит не ему, а, например, его родителям, вести себя подобным образом и руководствоваться какими-то соображениями, навязанными ему воспитанием или примером своих родителей, и тогда мы говорим, что человек находится в состоянии «Родитель».

Так же человек может чего-то бояться, или, напротив, вести себя вызывающе, протестовать по поводу и без, обижаться, требовать, руководствуясь какими-то внутренними позывами и инстинктами, и тогда он будет в состоянии «Ребенок». Попробую привести простой пример:Жена говорит мужу: «Убери, пожалуйста, с пола свои носки». Муж отвечает: «Да, извини, сейчас уберу». Оба они – Взрослые.

Но если муж отвечает: «Ты вечно пилишь меня! Всё тебя не устраивает!», то это уже говорит в нём состояние «Ребёнок», идущий на конфликт с какой-либо целью, например, чтобы его пожалели, или чтобы выказать свою самостоятельность, или чтобы просто найти повод для ссоры, или что угодно ещё… В свою очередь жена может ответить на эту вспышку гнева: «Я просто хочу, чтобы в доме было чисто, не обижайся». Это говорит её «Взрослый». Или она может продолжить ссору, или сама расплакаться, пытаясь вызвать сочувствие, и тогда в ней будет говорить её «Ребёнок». Или же она может сорваться: «Эта грязь в доме меня раздражает. Всё должно быть идеально чисто!», если, например, всё детство мать ругала её за разбросанные по комнате вещи. Тогда в ней будет говорить «Родитель» — некая установка, унаследованная от её собственных реальных родителей.

Так, человек является нам теперь не каким-то коктейлем из различных состояний со смутными границами, а вполне себе конкретной структурой! Иными словами, он словно надевает на себя то маску Взрослого, то маску Ребёнка, то маску Родителя, и даже может, при соответствующей подготовке, осознавать наличие этих масок, понимать и разделять их, видеть их в других людях и даже самостоятельно менять свои маски! Человек осознаёт: «Сейчас я веду себя так, как обычно вёл себя мой отец», или: «Сейчас я веду себя так, как ведёт себя маленький мальчик, которым я был, когда меня обидела мать». И старается исправить положение, перейдя в состояние «Взрослого». Вот так.

Вообще общение между людьми, по Берну, заключается в обмене трансакциями. Трансакции состоят из стимула и реакции: стимул: «Как дела?», реакция: «Спасибо, хорошо».

В идеале трансакции должны быть прямыми (от Взрослого к Взрослому и обратно), а нездоровые трансакции – это пересекающиеся (Например, стимул идет от Взрослого к Взрослому, а реакция от Родителя к Ребёнку, что, кстати, легко заметить в общении с матерями, когда говоришь что-то вполне конкретное, а в ответ получаешь: «Ну что за глупость, вечно ты ничего сам решить не можешь»).

Так вот, для меня всё это было удивительно. И хоть весьма и весьма интересно, однако всё больше и больше сомнений возникало у меня относительно теории Берна.

Казалось бы, не смотря ни на что, такая теория не сильно отличается от психоанализа, разве что гораздо проще выявляет в человеке и помогает ему самому осознать действие своих эго-состояний. Однако, такое необычное представление этих состояний казалось каким-то надуманным.

Сразу после прочтения книги мне хотелось громко её захлопнуть и сказать: «Не верю!», однако спустя какое-то время я поостыла и не нашла особых расхождений с теорией Фрейда (за исключением, разве что расхождения в понятиях «Ид» и «Ребёнок», о котором, впрочем, прямым текстом и говорится в книге).

Читайте также:  Добавочная почечная артерия слева и справа: что это, признаки, диагностика, лечение

В общем, впечатление такое: Фрейд абстрактен, Берн практичен. Я до сих пор не придумала, как относиться к Берну, однако почему-то всегда хочется спросить слёзно: «Эрик, куда ты дел Зигмунда??»

Источник: https://MyBook.ru/author/erik-bern/transakcionnyj-analiz-v-psihoterapii/reviews/1170871/

Трансактный анализ Эрика Берна. Взаимодействия

Эрик Леннард Берн

  • Согласно теории трансактного анализа [1], которую предложил и развил в начале прошлого века американский психотерапевт Эрик Берн, наше искусство убедительно говорить, адекватно мыслить, чувствовать и реагировать на происходящее определяются одним из наших трех эго-состояний – Ребёнка, Взрослого или Родителя.
  • Введение в трансактный анализ. Эго-состояния по Эрику Берну:

Наши эго-состояния – это наша психологическая реальность. Каждое из них имеет для нас определенную ценность. Все три в целом и каждое из них по отдельности чрезвычайно важны для нашего выживания и равно необходимы для плодотворной жизни и общения.

Трансакции – кирпичики наших отношений

Для того, чтобы анализировать наше вербальное или невербальное общение было проще, весь процесс взаимодействия между людьми Эрик Берн предложил разбить на элементарные кусочки – трансакции. Трансакция, как единица общения, описывает единичные взаимодействия между людьми с учетом трех эго-составляющих.

Согласно структурному анализу Берна, общение двух людей – это всегда контакт определенных состояний их Я.

Когда один из участников диалога посылает стимул другому, а тот другой реагирует на этот стимул по крайней мере одним из своих Я-состояний – общение можно считать состоявшимся.

Если для общения собеседникам оказывается достаточно по одному Я-состоянию от каждого, такую трансакцию называют простой.

Учитывая то, какие состояния нашего Я вовлечены в общение и как они взаимодействуют, трансакцию можно отнести к одному из трех типов:

  1. Дополняющая или комплиментарная
  2. Пересекающаяся или перекрестная
  3. Скрытая

Дополняющие или комплиментарные трансакции

Поскольку все мы разные, то в процессе общения какие-то из состояний остаются активными, взаимодействуя друг с другом, как основные или дополняющие, а какие-то заметно для нас себя не проявляют. На рисунках ниже простейшие дополняющие трансакции обозначены параллельными линиями.

На рис. 1, стрелками отображены активные эго-состояния между двумя супругами. Хотя в общении все три эго-состояния, активную роль от каждой стороны играет одна. Стимулирующее дополняющее воздействие (стимул) направлено из состояния мужа «Я-Родитель» – к состоянию «Ребёнка» жены (РРе). Её реакция, – в противоположном направлении, из состояния «Я-Ребёнок» – к состоянию «Родитель» мужа (РеР).

Таким образом, дополняющее воздействие в нашем примере – это параллельная трансакция, протекающая по сценарию РРе – РеР. В идеале такая трансакция схематически отражает отношения в семье, когда муж по-отечески заботится о жене, а она принимает такую заботу с благодарностью.

Дополняющими или комплиментарными Берн назвал трансакции, в которых стимулирующее воздействие исходящее от одного из собеседников дополняется соответствующей реакцией другого участника общения.

При этом вектор стимула и вектор реакции совпадают. Пример: «Который час?» – стимул, «Без двадцати семь» – реакция.

Дополняющие трансакции – обычное дело, когда контактируют «Взрослые» Я-состояния собеседников.

Важно: Пока трансакция исполняется как дополняющая, она может развиваться неограниченное время, вне зависимости от её содержания, поскольку ситуация полностью устраивает обе стороны и не содержит почвы для конфликта.

Три базовых эго-состояния способны составить 9 различных типов простых дополняющих трансакций – РР, РВ, РРе, ВР, ВВ, ВРе, РеР, РеВ, РеРе. (рис. 2).

В практической работе психологи выделяют:

  1. Три типа дополняющих равноправных трансакций, в которых общение происходит между одними и теми же состояниями участников диалога (РР, ВВ, РеРе):

    • По линиям РР мы обычно чешим языки и повторяем банальности: …Молодежь потеряла всякий стыд — Полностью согласен…
    • По линиям ВВ – контактируем по работе: … Подай-ка вон тот шуруповерт — Возьми… или обмениваемся оперативной информацией: …Который час? — Полночь…
    • По линиям РеРе – любим и придаемся развлечениям: …Может сходим в кино? — Отличная идея…

    Линии, соединяющие Я-состояния во всех перечисленных случаях на рис. 2 параллельны друг другу.

  2. Неравноправные трансакции, возникающие в ситуациях опеки, заботы, подавления или восхищения.

Пересекающиеся или перекрестные трансакции

Если стрелки стимула и реакции пересекаются, то такие взаимодействия на языке трансактного анализа общения называются пересекающимися или перекрестными. Пересекающаяся трансакция возникает, когда в ответ на стимул одного из собеседников, направленный к одному эго-состоянию собеседника, последний реагирует от имени другого своего эго-состояния.

Пересекающиеся трансакции – один из самых вероятных источников межличностных конфликтов.

— Муж, к жене: «Куда ты положила мои запонки?». Стимул ВВ – «Взрослый» мужа обращается к «Взрослому» жены.

— Жена: «Когда ты последний раз вспомнил, куда положил свою вещь?». Реакция РВ – «Родитель» жены наставляет «Взрослого» мужа.

Имеет место пересекающаяся трансакция ВВ – РВ. Почва для развития конфликта подготовлена.

— Муж, к жене: «Где мой галстук?». Стимул ВВ – «Взрослый» мужа обращается к «Взрослому» жены.

— Жена: «Почему ты всегда и во всем пытаешься обвинить меня?». Реакция РеР – «Ребёнок» жены обиженно надувает губки и взывает к «Родителю» мужа.

Ясно, что дальнейший разговор о галстуке становится невозможен, поскольку, на языке психотерапии, здесь имеет место классический «перенос» акцентов с проблем бытового уровня на уровень взаимоотношений. Перед нами пересекающаяся трансакция 1-го типа ВВ – РеР. Трансакции такого рода – основной источник наших бытовых конфликтов.

Начинаясь со взаимных упрёков на бытовом уровне, перекрестные трансакции зачастую оканчиваются бурными ссорами, сопровождающимися хлопаньем дверью и стремительной сменой эго-состояний у каждого из участников конфликта.

— Коллега по работе: «Ты не в курсе, шеф сегодня собирает планёрку?». Стимул ВВ – «Взрослый» одного из служащих обращается к «Взрослому» другого, равного по статусу.

— Второй коллега: «Я то в курсе, а когда на подобные вопросы сможешь отвечать мне ты?». Реакция РРе – «Родитель» того коллеги, которому был адресован стимул, тоном покровителя поучает «Ребёнка» коллеги, задавшего вопрос.

Пересекающаяся трансакция 2-го типа ВВ – РРе, соответствующая описанной ситуации проиллюстрирована на рис. 2б. Такие трансакции в психиатрии соответствуют реакциям контрпереноса. Они часто питают конфликты в личной жизни и на дипломатической почве.

Важно: Пересекающиеся трансакции – признак нарушения в коммуникации и потенциального конфликта. Бурно протекая, такие конфликты, как правило, быстро затухают, но будут происходить до тех пор, пока не будет найдена и устранена их причина.

Три базовых эго-состояниях согласно теории трансактного анализа раскладываются на 9 х 9 = 81 различных схем реализации простых трансакций. За вычетом 9 дополняющих трансакций остается 72 варианта. – Многовато даже для трансактного аналитика.

На «прикладном» уровне обычного человека для продуктивного анализа структуры взаимоотношений оказывается вполне достаточно научиться распознавать и оперировать с 4-мя наиболее распространенными схемами парных трансакций одного уровня:

  1. ВВ – РеР – вариант реакции переноса (пример на рис. 2а).
  2. ВВ – РРе – вариант реакции контрпереноса (пример на рис. 2б).
  3. РеР – ВВ – реакция раздражения, характеризующая состояние человека, рассчитывающего на сочувствие и получающего вместо него сухие факты.
  4. РРе – ВВ – дерзость. Вместо ожидаемой жалобы автор стимула слышит ответ, который воспринимает как вызов и апеллирует к фактам.

Скрытые трансакции

Более сложными по своему пониманию и структуре оказываются скрытые трансакции, когда люди говорят одно, а подразумевают другое или же вообще не подозревают о том, от имени какой из трех Эго-составляющих они в данный момент говорят. В таких трансакциях на разных уровнях участвуют сразу два или более Я-состояний. Исходная «посылка» в скрытой трансакции замаскирована под внешне нейтральный стимул, при этом реакция ожидается в виде скрытого сообщения.

Участвуя в скрытых трансакциях участники диалога передают информацию в неявной форме. При этом автор стимула рассчитывает повлиять на собеседника так, как тот этого не осознает. Скрытая трансакция исполняется на двух уровнях.

Один из них – внешний, осознанный социальный уровень, в котором в общении участвуют два Взрослых собеседника. Второй – скрытый, психологический, в котором Ребёнок одного собеседника провоцируется одним из Я-состояний второго собеседника.

Инициатива на скрытом уровне стимулирует Взрослый одного собеседника, но исход всегда определяет реакция Ребёнка другого.

Скрытые трансакции могут быть угловыми или сдвоенными. В качестве примера скрытой трансакции Эрик Берн рассматривает угловую трансакцию с участием трех Эго-состояний. Особенно активно и успешно по роду деятельности угловую трансакцию используют продавцы.

Пример угловой трансакции 1:

— Продавец в магазине наручных часов: «Из тех моделей, что вы уже видели, эта, конечно, лучше. Но вы вряд ли позволите себе её купить». Стимул ВРе.

— Покупатель: «Вы обо мне плохого мнения, именно эту модель я для себя и выбрал». Реакция РеВ.

Включившись в состояние Взрослый, продавец, внешне обращаясь к Взрослому покупателя, сухо констатирует факт, который соответствует действительности: «Эта модель лучше, но она слишком вам не по карману».

При этом, произнося фразу продавец умело сместил психологический акцент, направляя стимул Ребёнку покупателя (ВРе).

Ребёнок с готовностью принимает вызов (РеВ), и, демонстрируя, что он ничуть не хуже, «договаривается» со своим Взрослым купить дорогие часы.

Пример угловой трансакции 2:

— Официант ресторана: «Что будете пить?» Стимул ВРе.

— Посетитель: «Пить вообще и не собирался, люблю вашу кухню – зашёл перекусить… Пожалуй, коньяк». Реакция РеВ.

Внешне общение протекает на линии Взрослый-Взрослый.

В то же самое время Взрослый официанта провоцирует Ребёнка посетителя, как бы намекая: «Как так – такой солидный гость и не готов позволить себе на час забыть о проблемах и чуточку расслабиться?» (ВРе).

В итоге: Ребёнок посетителя ресторана буквально заставляет своего Взрослого заказать у официанта коньяк. Ответ посетителя в этом случае исходит от Ребёнка и содержит скрытый подтекст: «Я докажу тебе, официантишко, что я ничуть не хуже других».

Пример сдвоенной трансакции:

— Он: «Как насчет попить чайку, я тут совсем один, да и недалеко живу?»

— Она: «Идея блеск. Я промокла, да и продрогла до костей».

Это классическая сдвоенная трансакция флирта, в которой инициатива принадлежит его Взрослому. Финал игры определил её спонтанный импульсивный Ребёнок.

Конечная задача трансактного анализа – научиться различать в какой позиции в любой момент времени находится Я. Распознать Я-состояние у окружающих достаточно просто, если обратить внимание на определенные слова и фразы, жесты, интонации, мимику.

Пребывая в состоянии «Родитель», человек любит произносить фразы-обязательства: «я должен», «мне нельзя» или критиковать и наставлять окружающих поучительным или угрожающим тоном: «я бы в твоем случае…», «я с этим покончу раз и навсегда», «не следует забывать, что…», «милый мой, это следует прекратить…». На невербальном уровне состояние «Родитель» проявляет себя руками, скрещенными на груди, в снисходительном поглаживании собеседника по плечу или голове, сокрушенном вздохе или покачивании головой, проступившими морщинками на лбу.

Состояние Ребёнка легко диагностируется по высказываниям, в которых преобладают чувства, опасения, пожелания: «я хочу», «меня это бесит», «ненавижу это», «… до фени». Невербально ребёнок проявляется в подрагивании губ, активной жестикуляции, пожимании плеч, потупившемся взоре, откровенных выражениях восторга.

Взрослый обозначает себя в окружении фразами «могу – не могу», «это целесообразно», «с моей точки зрения» и им подобными. Его жесты неторопливы и сдержанны, тон рассудителен.

Общение в радость

Идеи трансактного анализа Эрика Берна обретут для вас видимые и осязаемые очертания, когда будут подкреплены личным опытом. Внимательно наблюдая за вербальной и невербальной стороной поведения окружающих, со временем вы научитесь распознавать и диагностировать эго-состояния так же легко, как читать любимую книгу.

С этого момента игры с вашим триединым Эго, из опасного дайвинга среди острых рифов сумбурных трансакций превратятся в увлекательное, а главное, приятное и осознанное путешествие под парусом, наполняемым попутным ветром. Вы научитесь общаться даже с теми людьми, которых избегали ранее и совершите одно неожиданное и приятное открытие: общение почти с любым человеком может доставить истинное удовольствие.

Источник: https://goal-life.com/page/kniga/erik-bern/transaktniy-analiz-erika-berna

Ссылка на основную публикацию