Когнитивно-поведенческая терапия: методики, установки, упражнения, отзывы

Когнитивно-поведенческая терапия: методики, установки, упражнения, отзывы

  • 18 Октября, 2018
  • Психологические термины
  • Лилия Чуяс

У каждого из нас есть психологические проблемы, которые мешают нам в жизни. Самый эффективный способ избавиться от них — когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Как работает методика, в чем ее особенность и когда нужно ее использовать? В статье будет рассказано о том, как можно избавиться от внутренних личностных проблем.

Когнитивно-поведенческая психология: принципы

КПТ — это направление в психологии, которое зародилось еще в XX веке. На сегодняшний день методы и приемы данного вида терапии постоянно совершенствуются.

Человек допускает ошибки в своей жизни, и это нормально. Однако «поражения» могут повлиять на мысли и поведение в дальнейшем. Вместе с ситуацией рождаются мысли, которые предопределяют развитие определенных чувств. Именно чувства руководят человеком в той или иной степени, после чего появляется новая ситуация, и так по кругу.

Например, если человек внушает себе, что он бессилен, несостоятелен, то в любой сложной ситуации он нервничает, отчаивается. Как результат, он не принимает решение и не реализовывает свои желания. Из-за подобных ситуаций возникают неврозы и происходит внутриличностный конфликт.

Когнитивно-поведенческая терапия: методики, установки, упражнения, отзывы

Когнитивно-поведенческая терапия помогает определить источник сложных ситуаций, угнетенности человека. Но самое главное — помогает успешно бороться с этими проблемами.

Цели КПТ в психологии:

  • избавить человека от симптомов нервно-психического расстройства;
  • снизить к минимуму вероятность повторного возникновения невроза;
  • повысить результативность назначенных врачом медикаментозных препаратов;
  • устранить стереотипы поведения и установок;
  • разрешить проблему межличностного взаимодействия.

Суть когнитивного подхода в том, что все психологические проблемы человека напрямую связаны с его мышлением и убеждением. Внутриличностный конфликт — самый распространенный случай всех текущих проблем человека. В этом случае самостоятельно ликвидировать проблему практически невозможно. Нужна помощь специалиста.

Когда применяют?

Когнитивно-поведенческая терапия особенно эффективна, когда человек страдает нервным расстройством или психологической проблемой. Людям с шизофренией противопоказана данная терапия.

Например, к КПТ прибегают в случаях анорексии (или ожирения), проблем с наркотической или алкогольной зависимостью. Также терапия эффективна при неумении сдерживать свои эмоции, депрессии, повышенной тревожности и страхах.

Когда нельзя использовать КПТ?

Не рекомендуется применять когнитивно-поведенческую терапию, если у человека психические отклонения. Такую проблему необходимо лечить медикаментозно и под наблюдением специалистов.

Когнитивно-поведенческая терапия: методики, установки, упражнения, отзывы

Однозначно психологи и психотерапевты не могут сказать, в каком возрасте можно начинать применять когнитивно-поведенческую терапию. Все зависит от конкретной ситуации и методов, которые подбирает врач. Нередко сеансы проводятся в детском и подростковом возрасте.

Какие преимущества методики

Главное достоинство КПТ – видимый результат, который отражается на всех сферах жизни человека. Специалист предварительно выясняет, какие негативные установки и мысли влияли на поведение человека. Важно научиться в процессе сеансов критически анализировать проблему. А уже после сменять отрицательные установки на положительные.

Когнитивно-поведенческий подход требует от пациента полного доверия и готовности изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Виды

Каждый метод направлен на решение конкретной ситуации и проблемы человека. Задача специалиста – дойти до сути проблемы и научить техникам позитивного мышления. Когнитивно-поведенческие методы:

  1. Когнитивная терапия применяется в том случае, если человек воспринимает свою жизнь как череду неудач. Специалист должен помочь пациенту принять себя со всеми достоинствами и недостатками, а также выработать положительное восприятие себя и своей жизни.
  2. Реципрокная ингибиция. Если у пациента есть негативные эмоции и чувства, то в ходе терапии они заменяются на положительные. Гнев замещается релаксом.
  3. Рационально-эмоциональная психотерапия. Специалист помогает пациенту осознать, что мысли материальны. Они должны соответствовать реальной жизни. А то, что человек винит себя за неосуществленные мечты, приводит к неврозу и депрессии.
  4. Самоконтроль. Эта методика применяется, если нужно снизить вспышки агрессии человека.
  5. «Стоп-кран», или контроль повышенной тревожности. В процессе методики человек сам говорит «Хватит!» себе и своим негативным мыслям.
  6. Релаксация. Методика используется в комплексе с другими, чтобы создать доверительную атмосферу при работе.
  7. Самоинструкция. Суть методики заключается в том, чтобы человек сам ставил себе задачи и находил пути их решения.
  8. Самонаблюдение – методика, которая подразумевает работу с самим собой. Вести личный дневник – эффективный способ отследить источник проблем.
  9. Анализ последствий. В процессе сеанса человек меняет негативные мысли на более позитивные. Конечно, ожидая скорейших изменений в лучшую сторону.
  10. Поиск достоинств и недостатков. Вместе со специалистом пациент анализирует ситуацию и те эмоции, которые он испытывает в ней.
  11. Парадоксальная интенция. Эту методику разработал австрийский психиатр Виктор Франкл. Человеку предлагается еще раз прожить проблемную ситуацию и поступить наоборот. Например, если у пациента бессонница, то врач советует и не пытаться уснуть, а бодрствовать.

Постепенно человек прекращает думать в негативном ключе о сне, и проблема отступает.

Когнитивно-поведенческие техники

Иррациональное мышление и эмоции вынуждают человека воспринимать реальность немного в искаженном виде, в негативном луче. В результате человек теряет контроль над собой и раз за разом совершает нелогичные поступки, о которых позже жалеет.

Когнитивно-поведенческая терапия, упражнения в частности, помогут человеку осознать неконструктивность своего поведения.

Специалисты условно подразделяют все когнитивные техники на четыре группы, которые мы детально опишем ниже.

Первая группа: отследить и осознать

  1. Запись собственных мыслей. Человек должен фиксировать свои мысли в течение дня на листке бумаги перед выполнением какого-либо действия. Важно записывать мысли в их очередности. Именно это поможет наглядно увидеть значимость мотивов человека во время принятия решения.
  2. Вести личный дневник.

    Специалисты предлагают пациенту записывать в краткой, лаконичной форме мысли в дневник в течение нескольких дней. Этот шаг поможет выявить то, о чем человек больше всего думает, что именно его тревожит.

  3. Отдалиться от нерациональных мыслей. Суть состоит в том, чтобы человек объективно относился к собственным мыслям. Для этого необходимо ему стать «наблюдателем».

    Посмотреть на ситуацию со стороны. Об этом говорит когнитивно-поведенческая терапия.

    Упражнения самостоятельно нужно выполнять и следовать трем шагам:

  • осознать и принять факт, что неконструктивная мысль, которая одолевает сейчас, была сформирована раньше, при других обстоятельствах; эта мысль навязана кем-то или чем-то, но не является личным мнением человека;
  • осознать и принять то, что если мыслить стереотипами, то нормально адаптироваться к условиям жизни и развиваться будет невозможно;
  • ставить под сомнение возникающую мысль, идею, поскольку стереотипное мышление не соответствует сложившимся условиям реальной жизни.

Когнитивно-поведенческая терапия: методики, установки, упражнения, отзывы

Вторая группа: оспорить «разрушающие изнутри» мысли

Когнитивно-поведенческая терапия второй группы ставит перед собой задачу оспорить существующие нерациональные мысли. Специалист предлагает пациенту взять на вооружение такие техники:

  1. Привести аргументы за и против относительно стереотипной мысли. Человек должен написать неадаптивную мысль на листке бумаги, после разделить бумагу на две колонки. Соответственно, определить аргументы за и против. Проанализировать свою мысль и сделать записи в обе колонки. Затем пациент должен каждый день перечитывать свои записи. Если регулярно делать это упражнение, то в сознании человека закрепятся аргументы за. А вот «неправильные» ликвидируются из головы.
  2. Взвесить «+» и «-». Суть этого упражнения не в том, чтобы проанализировать свои неконструктивные мысли, а в том, чтобы рассмотреть возможные варианты решения. Например, женщина делает выбор между тем, сохранить ли ей собственную безопасность, не вступая в контакт с противоположным полом, или допустить вероятный риск, чтобы создать крепкую счастливую семью.
  3. Эксперимент. Техника предусматривает выполнение на личном опыте определенной эмоции. Например, если человек не знает, как социум отреагирует на его вспышку гнева, то специалист предлагает сиюминутно сделать это, проявить гнев на терапевта.
  4. Возврат в прошлое. Смысл упражнения состоит в том, чтобы откровенно поговорить с вымышленным беспристрастным свидетелем произошедших событий. Чаще всего такие события оставляют «видимый» след в психике человека. Это упражнение поможет понять мотивы другого человека.
  5. Применение авторитетных источников информации. Специалист заранее подбирает информацию из научной литературы, фактов, статистических данных и личного опыта. Например, если человек боится летать на самолете, то специалист рассказывает об объективных сводках. Так, катастрофы случаются гораздо чаще на дорогах, чем в небе.
  6. Метод Сократа. Если пациент убежден в том, что он умрет от укуса паука, но при этом говорит, что раньше был укус этим насекомым, то специалист указывает на противоречие в его словах.
  7. Смена ролей. Обмен ролями между специалистом и пациентом. Человек должен убедить терапевта том, что его мысли нерациональные.

Когнитивно-поведенческая терапия: методики, установки, упражнения, отзывы

Постепенно сам пациент убеждается в том, что его суждения дезадаптивного характера.

Третья группа: активизация воображения

Когнитивно-поведенческая терапия: методики, установки, упражнения, отзывы

Эта группа методик направлена на то, чтобы активизировать сферу воображения. У людей с повышенной тревожностью преобладают навязчивые, надуманные мысли и идеи, которые изматывают изнутри. Для преодоления деструктивных мыслей специалисты разработали перечень специальных техник.

  1. Метод прекращения. Когда у пациента появляется негативный навязчивый образ, он должен громко и уверенно прокричать команду «Хватит!». Подобная команда прекращает появление негативного образа.
  2. Метод повтора. Если человек многократно будет повторять позитивные установки на жизнь, то его образ мышления становится более продуктивным.
  3. Применение метафор. Активация сферы воображения требует использования поучительных притч, цитат и других метафорических философских высказываний.

Такой эпический подход к решению проблемы более понятен.

Когнитивно-поведенческая терапия: методики, установки, упражнения, отзывы

Четвертая группа: минимизация сопротивления

Техники из этой группы направлены на то, чтобы повысить эффективность процесса лечения.

  1. Целенаправленное повторение. На личной практике нужно упорно и многократно повторять позитивные установки. Например, когда человек переоценивает собственные мысли во время сеансов, то ему нужно эффективно закрепить это упражнение. Проблема уже не будет казаться настолько глобальной, как считал раньше пациент.
  2. Выявить скрытые мотивы деструктивного поведения. Если человек длительное время продолжает поступать нелогично и мыслить негативно, то задача специалиста – выявить скрытые мотивы.

Почему человек продолжает себя так вести? Ему комфортно жить в «коробке негатива»? Что за этим стоит? Поиск вторичной выгоды – сложная задача для психотерапевта.

Когнитивно-поведенческая терапия: методики, установки, упражнения, отзывы

Аарон Бек

Аарон Бек – известный психотерапевт из Америки, который обследовал людей с невротической депрессией.

Он пришел к выводу, что депрессия и невроз встречаются у людей, которые:

  • в негативном ключе воспринимают все происходящее;
  • имеют бессилие и безнадегу при построении планов на будущее;
  • с низкой самооценкой и заниженным чувством собственного достоинства.

Когнитивно-поведенческая терапия Бека была направлена на выявление конкретной проблемы и пути ее решения. При этом психотерапевт не корректировал личностные качества человека. Его сеансы представляли собой серию вопросов и ответов. Каждый вопрос задавался так, чтобы пациент сам осознал проблему и понял, куда может привести его деструктивное поведение и мышление.

Когнитивно-поведенческая терапия Аарона Бека представляла собой тренировку, благодаря которой можно было своевременно обнаружить негативные мысли, взвесить все за и против, а после поменять шаблон поведения, который принес бы положительный результат.

Что происходит во время сеанса?

Важно выбрать специалиста. У него должно быть разрешение на ведение деятельности и диплом, который подтверждает его квалификацию.

Затем между пациентом и психотерапевтом заключается договор. В нем прописываются ключевые моменты, подробности прохождения сеанса, их продолжительность, число и условия встреч.

Обязательно в договоре должны четко прописываться основы когнитивно-поведенческой терапии, то есть цель, а при возможности – желаемый результат.

Когнитивно-поведенческая терапия: методики, установки, упражнения, отзывы

Курсы терапии бывают двух видов:

  • краткосрочный – 15 сеансов (продолжительность – 1 час);
  • длительный – более 40 сеансов (по 1 часу).

После знакомства с пациентом и диагностики его проблемы врач должен составить индивидуальный график проведения сеансов. Важно указать сроки проведения встреч.

Обучение

Повышать эффективность своих ресурсов важно в любой профессии. Особенно если это касается практикующих психологов, психиатров и психотерапевтов, профиль которых – когнитивно-поведенческая терапия. Обучение даст возможность расширить знания о базовых принципах ведения этой терапии. Кроме этого обучение позволит на практике отработать инструменты диагностики.

«Когнитивно-поведенческая терапия в Москве» — специальные курсы повышения квалификации. Этот предмет является обязательным при подготовке европейских специалистов. Данная программа адаптирована в России. Поэтому кроме теории можно на практике закрепить полученные знания. Обучение происходит на платной основе.

Существует когнитивно-поведенческая ассоциация. Она была создана в 1999 году на базе клиники неврозов им. И. П. Павлова. Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии не государственная, но объединила более 1000 специалистов по всей России и за рубежом. Ее основатели — Д. В. Ковпак, Ю. Р. Палкин, А. В. Курпатов, А. Г. Каменюкин и Г. Г. Аверьянов.

Вступая в ассоциацию, участники могут публиковать в личном профиле на сайте авторские статьи, предлагать темы для обсуждения, комментировать другие работы специалистов, вести свой блог.

Самое главное преимущество – быть в контакте с практикующими специалистами КПТ. Также участники ассоциации бесплатно принимают участие в специальных мероприятиях, которые проводит ассоциация.

Может участвовать в различных профессиональных конференциях, форумах, акциях, семинарах.

Чтобы вступить в ассоциацию когнитивно-поведенческой терапии, участник должен:

  • иметь высшее медицинское или психологическое образование (копии дипломов — представить);
  • знать и практиковаться в области психологии, психотерапии, психиатрии, социальной работы в сфере психического здоровья человека;
  • добровольно внести членский взнос.

Обязательно нужно заполнить анкету на сайте.

Итоги

Как видите, основная задача специалиста когнитивно-поведенческого направления – не только вести наблюдение за пациентом, но и выяснять истоки его возникающих проблем. Важно специалисту правильно разъяснить человеку, откуда «растут ноги» всех его неудач.

Помочь ему осознать и принять проблему, выстроить новые поведенческие позитивные установки на жизнь. Для большей результативности пациент должен выполнять «домашние задания», которые дает после сеанса психотерапевт.

Кроме этого, можно развиваться в данном направлении самостоятельно, чтобы когнитивно-поведенческие расстройства никогда больше не тревожили.

Важна слаженная работа и специалиста, и пациента. Только в этом случае можно добиться эффективности результата и повысить качество жизни пациента. Иначе повлиять на ход своих мыслей может только человек. А от того, какими будут внутренние установки (позитивные или негативные), зависит сама жизнь человека. Его счастье — в его голове!

Источник: https://psychbook.ru/431931a-kognitivno-povedencheskaya-terapiya-tehniki-metodyi-i-osobennosti

8 когнитивно-поведенческих УПРАЖНЕНИЙ, которые вам ПРИГОДЯТСЯ в жизни

Экология сознания. Психология: Когнитивно-поведенческие упражнения применяются как с целью поддержания полученных результатов во время консультаций у психолога, так и как самопомощь.

Лечебно-профилактические средства психотерапии

  • Когнитивно-поведенческие упражнения – это лечебно-профилактические средства психотерапии, которые являются конгитивными средствами самовоздействия.
  • Конечная цель подобных упражнений – уменьшение или полное устранение разрушительного и неадекватного поведения или дискомфорта.
  • Когнитивно-поведенческая терапия: методики, установки, упражнения, отзывы
  • Упражнение №1
  • «Преодоление тревоги» (по гештальт-терапевтической технике)
  • Для того, чтобы преодолеть тревогу, которая значительно ухудшает качество Вашей жизни необходимо сделать следующее:
  • Шаг 1. 
  • Задать себе и главное – честно ответить на следующие вопросы:
  • «Тревожась и переживая за будущее не уничтожаю ли я свое настоящее?»;
  • «Я испытываю тревогу потому, что моя проблема «огромна и неразрешима» или просто оттягиваю время, чтобы ее решить?»;
  • «Есть ли возможность сделать сейчас то, что меня так тревожит?» Например, назначить любимому встречу, начать серьезный разговор, составить план и т.п.

Шаг 2. 

После того, как Вы ответили на выше изложенные вопросы, попытайтесь представить и перенести свои переживания на сегодняшний день и пережить их прямо сейчас. Вы убедитесь в том, что тревожится и переживать о том, что уже происходит «здесь, в данный момент времени» достаточно трудно.

Шаг 3.

Концентрируем внимание на окружающем:

  • Постарайтесь сосредоточиться на органах чувств, т.е. прислушайтесь к звукам, запахам и обратите внимание на цвета;
  • На листке бумаги: «Я осознаю, что…» запишите все то что почувствовали.

Шаг 4. 

Концентрируем внимание на внутреннем мире:

  • Прислушиваемся к сердцебиению, дыханию, коже, мускулатуре и т.п.;
  • Берем тот же листок и пишем «Я осознаю, что…» свои ощущения.

После этого подумайте: «Все ли части тела Вы ощутили?». Если «нет», тогда сделайте четвертый пункт несколько раз, чтобы не оставить без внимания ни одну часть своего тела.

Выполняя это упражнение, тревога начнёт отступать, Вы успокоитесь, так как переведете свое внимание на другую деятельность. В следующий раз, как только Вы начнете испытывать тревогу выполняйте поэтапно 4 пункта этого упражнения.

  1. Упражнение №2
  2. «Преодоление страха» (по Эллису)
  3. Если Ваш страх является следствием нерационального представления (ложного, не имеющего реальную основу) тогда необходимо сделать следующее:
  • Постарайтесь посмеяться над своим страхом, а также над страхом перед страхом;

Например, зачем Вам нужно одобрение Ваших родных по приготовленному обеду? Мыслите рационально: если бы блюдо было невкусным (пересоленным, недоваренным, слишком жирным и т.п.), то они точно бы об этом сказали, а раз молча кушают, значит им все нравится. Посмейтесь над тем, что Вы ждете одобрение там, где его не следует ждать?

  • Честно и откровенно расскажите о своем страхе доверительному лицу и покажите свои эмоции, которые Вы при этом испытываете;
  • Постарайтесь найти первопричину Вашего страха, т.е. иррациональное (неправильное, ложное) представление о должном и заменить его на рациональное(разумное);
  • Наблюдайте за своими страхами, признавайтесь себе, что они мелочны и ничтожны и находите «правильное» представление о должном, оспаривайте и постепенно преодолевайте их.

Например, Вы испытываете страх из-за того, что боитесь показать другим, как Вы тревожитесь за кого-либо или что-либо. Поймите, нет ничего постыдного и страшного в том, что другие увидят, что Вы встревожены.

Сознайтесь себе в том, что Ваш страх перед проявлением своих эмоций – беспочвенен и необоснованный.Запомните, что каждый человек имеет право на эмоции и переживания.

  • Упражнение №3
  • «Повышение творческой активности» (по Д.Скотту)
  • Это упражнение еще называют «Мозговым штурмом».

Шаг 1. Записываем идеи и решения проблемы – без особых раздумий взять лист бумаги и написать первые,которые пришли Вам в голову решения данной проблемы.

Это необходимо для того, чтобы исключить все Ваши возможные страхи и переживания за последующую неудачу, исключить все «тормоза» и влияние механизмов Вашего сознания, которые могут, а самое страшное, что наверняка возникнут при длительных размышлениях.

Шаг 2. Самооценка решений – это критико-аналитическая часть упражнения, которая позволит выявить годные и непригодные решения. Оценивать свои решения нужно по 5-ти бальной системе, от большего разумного и верного решения (оценка «5»), к самому нецелесообразному (оценка «2»).

Шаг 3. Отбор лучшего решения – это может быть один самый подходящий вариант, а может быть комбинация из нескольких, которые приведут к положительному решению проблемы.

  1. Упражнение №4
  2. «Снятие стресса» (по К. Шрайнеру)
  3. Это есть своеобразное «очищение мозга» от «ненужных» мыслей.

Шаг 1. Прислушайтесь к своим чувствам, которые Вы испытываете во время стресса, возможно Вас «прошибает пот» или Вы напряженные от ожидания.

Шаг 2. Теперь специально сделайте так, чтобы прочувствовать тот момент, когда Вы сильно напряжены. Задайтесь вопросом и ответьте на него: «Ради чего и зачем я так напрягаюсь?».

Шаг 3. Теперь задайте себе следующий вопрос: «А что мне нужно для того, чтобы я почувствовал(-а) себя лучше?».

Шаг 4. На 2-3 минуты преувеличьте свои ощущения, пусть Вас на это время «прошибет пот» или наступить колоссальное напряжение. Ничего не предпринимая просто прочувствуйте это состояние и убедитесь в том, что оно занимает очень много энергии и сил, и что эта энергия тратиться в пустую.

Шаг 5. После проведенного эксперимента-наблюдения ответьте себе: «Нужно ли мне такое напряжение? Хорошо ли это для меня? Хочу ли я избавиться он него?».

Шаг 6. Следующим шагом будет осознание того, что Ваши требования создают чувство отчаяния.

Шаг 7. Приступаем непосредственно к релаксации. Для этого нужно представить, что все Ваши мышцы стали подобием податливого теста или поролона. Постарайтесь поймать состояние равновесия.

Шаг 8. «Очищаем свой мозг от ненужного» и делаем что-то конструктивное и нужное вместо того, чтобы впустую тратить свои силы и энергию для бесполезного напряжения или «прошибания».

Шаг 9. Последним шагом будет осознанная замена Ваших требований на Ваши предпочтения.

  • Упражнение №5
  • «Разрешение стрессовой ситуации методом «Взмаха» (по Р. Бендлеру)
  • Встаньте удобно или сядьте и закройте глаза. Теперь представьте себе, что у Вас в обеих руках по одной фотографии:
  • В одной руке карточка, где сфотографирована Ваша проблема или отрицательная ситуация, которую не желали бы видеть. Она мрачная, все негативное и размытое;
  • В другой руке карточка, где сфотографирована приятная ситуация в ярких разноцветных красках, глядя на которую Вас посещают положительные эмоции, такие как радость, успокоение, счастье и т.п.

Теперь одним взмахом, т.е. молниеносно опускайте негативную фотографию на колено, чтобы Вы ее перестали видеть, а позитивную поднимайте до уровня глаз.

Это упражнение необходимо делать в тот момент, когда стрессовая ситуация проявляется и у Вас наступает напряжение. Подобную молниеносную замену фотографий нужно делать до тех пор, пока положительный образ окончательно не вытеснит отрицательный.

  1. Когнитивно-поведенческая терапия: методики, установки, упражнения, отзывы
  2. Упражнение №6
  3. «Коррекция негативного поведения путем самоанализа» (по Д.Рейуортеру)

Быть безучастным сторонним наблюдателем – это главное условие при выполнении данного упражнения. Вы должны прислушиваться, концентрировать свое внимание, осознавать свои чувства, прочувствовать их и запомнить, но при этом ничего не менять. Делаются подобные упражнения уединенно, чтобы Вам не мешали и не отвлекали.

Шаг 1. Концентрируемся на своем физическом теле:

  • Неважно, сидите ли Вы, лежите или стоите, обратите внимание на то как расположены ноги, руки, опущена или закинута голова, сгорблена ли спина и т.п.;
  • Сконцентрируйтесь на том, где сейчас Вам больно или чувствуется напряжение и т.п.;
  • Прислушиваемся к дыханию и сердцебиению.

Внушите себе: «Это мое тело, но я не есть тело».

Шаг 2. Концентрируемся на своих чувствах:

  • Прислушиваемся к своим чувствам, которые Вы сейчас испытываете;
  • Найдите и отделите у этих чувств положительную сторону от отрицательной.

Внушите себе: «Это мои чувства, но я не есть эти чувства».

Шаг 3. Концентрируемся на своих желаниях:

  • Перечислите имеющиеся желания и стремления, если они есть у Вас;
  • Не задумываясь над их важностью и не ставя приоритетов перечисляйте их одним за другим.

Внушите себе: «Это мои желания, но я не есть эти желания».

Шаг 4. Концентрируемся на своих мыслях:

  • Поймайте мысль, которую Вы сейчас думаете. Даже если Вы думаете, что у Вас в данный момент времени нет никаких мыслей – это и есть мысль и за ней нужно понаблюдать;
  • Если мыслей много, то понаблюдайте как одна мысль сменяет другую. Совсем не важно правильны ли они и рациональные, просто сконцентрируйтесь на них.
  • Внушите себе: «Это мои мысли, но я не есть эти мысли».
  • Подобное упражнение «Самокоррекции» относится к техникам психосинтеза и позволит понаблюдать и увидеть свое тело, чувства, желания и мысли как бы со стороны.
  • Упражнение №7

«Кто я?» (по Т.Йоуменс)

Данное упражнение также относится к техникам психосинтеза и заключается в постороннем наблюдении за собой. Цель упражнения –помочь развить в себе самосознание и выявить свое настоящее «Я».

Каждый человек подобен многослойной луковице, где слой за слоем спрятано наше истинное «Я». Такими слоями могут быть маски, которые мы каждый день «выбираем» под подходящий случай и «надеваем» на себя, чтобы люди не увидели наших истинных чувств или тех качеств, которых мы стесняемся или которых не любим в себе.

Но есть слои и положительные, которые мы игнорируем и не признаем себе, что они «хорошие». Увидеть за всеми этими слоями свою настоящую сущность, свое живое ядро, свою личность – это то, что благодаря этому упражнению Вам постепенно, шаг за шагом удастся сделать.

Необходимо чтобы во время выполнения этого упражнения Вас не отвлекали.

Шаг 1.

В тетрадке на первой страничке напишите вопрос-заголовок «Кто я?». Теперь поставьте время и запишите предельно честный ответ. Отбросьте мнение окружающих или что говорят о Вас родные, запишите именно то, как думаете Вы. Этот шаг можно делать по несколько раз в день или ежедневно, каждый раз проставляя дату и отвечая откровенно: «Кто Вы, по Вашему мнению?».

Шаг 2. 

Удобно сядьте и закройте глаза. Задайте себе этот же вопрос и представьте ответ в виде образа. Не корректируйте его и не рассуждайте, а уловите именно тот образ, который возник у Вас сразу же после вопроса. Открыв глаза сразу же опишите это возникший образ, вспомните, какие чувства Вы испытали, увидев его и что этот образ значит для Вас.

Шаг 3. 

Встаньте в середину комнаты и закройте глаза. Задайте себе тот же вопрос и прочувствуйте те движения, который начнет делать Ваше тело. Не контролируйте их, не мешайте, не вносите корректировки, а доверьтесь телу. Обязательно запомните эти движения, ведь именно таким образом оно отвечает на поставленный вопрос.

Упражнение №8

«Диалог с самим собой с целью экстренной самопомощи» (по М.Е. Сандомирскому)

Главная цель диалога – срочно помочь себе снять возникший телесный эмоциональный дискомфорт. Упражнение нужно делать уединенно, чтобы не мешали.

Шаг 1. 

Закройте глаза и представьте перед собой зеркало, а в нем Ваше отображение. Присмотритесь: как Вы выглядите в момент наступившего дискомфорта, как это отражается на выражении Вашего лица, на осанке.

  1. Шаг 2. 
  2. Сконцентрируйтесь на физических ощущениях и найдите места, где именно испытываются неуютные ощущения.
  3. Шаг 3. 
  4. Суть следующего шага заключается в следующем:

Вы должны сами себе (т.е. воображаемому собеседнику, своему отображению) сказать все те слова, которые, по Вашему мнению, успокоят Вас в данной ситуации, ободрят, остановят навязчивую тревогу, самосожаление, самобичевание, самообвинения и восстановит Ваше самоуважение и достоинство.

  • Вложите в эти слова столько эмоциональности и чувств, сколько, по Вашему мнению, нужно будет для достижения поставленной цели.
  • Ваш воображаемый «зеркальный» собеседник будет реагировать на Ваши слова и его ответная реакция станет Вам сигналом – попали ли Ваши слова в цель или они были произнесены впустую.
  • Шаг 4. 
  • Переключитесь на свои физические ощущения.

Если слова дошли до цели, то физические страдания будут утихать и дискомфорт со временем исчезнет. Если же этого не произошло, повторите шаг 3 еще раз.

При необходимости данное упражнение можно повторять несколько раз, главное – это заставить стихнуть физическому эмоциональному дискомфорту – это и есть срочная мгновенная экстренная самопомощь.

В заключении хочется отметить, что подобных психотерапевтических упражнений в практике у психологов великое множество.

Объединяет их одна цель –это самопомощь.

Делая эти упражнения, Вы научитесь самостоятельно воздействовать на себя и тем самым помогать себе: устранять или уменьшать неадекватные проявления своего поведения, преодолевать тревогу или страх, снимать стресс, повышать свою творческую активность и лучше понимать себя.опубликовано econet.ru Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Павел Зайковский

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/175193-8-kognitivno-povedencheskih-uprazhneniy-kotorye-vam-prigodyatsya-v-zhizni

Когнитивно-поведенческая терапия — эффективные техники

Зародившись в шестидесятых годах прошлого века, данная техника признана в академических сообществах одной из наиболее эффективных методов психотерапевтического лечения. Когнитивно-поведенческая терапия является универсальным методом помощи людям, страдающим различными расстройствами невротического и психического уровней.

Авторитетность этой концепции добавляет главенствующий принцип методики – безусловное принятие особенностей личности, позитивное отношение к каждому человеку при одновременном сохранении здоровой критики к негативным поступкам субъекта.

Методы когнитивно-поведенческой терапии помогли тысячам людей, которые страдали от различных комплексов, депрессивных состояний, иррациональных страхов. Популярность этой техники объясняет совокупность очевидных достоинств КПТ:

  • гарантия достижения высоких результатов и полного решения существующей проблемы;
  • длительная, часто пожизненная стойкость полученного эффекта;
  • кратковременность курса терапии;
  • понятность упражнений для рядового гражданина;
  • простота заданий;
  • возможность выполнять упражнения, рекомендованные врачом, самостоятельно в комфортных домашних условиях;
  • широкий спектр применения техник, возможность использования для преодоления различных психологических проблем;
  • отсутствие побочных эффектов;
  • атравматичность и безопасность;
  • задействование скрытых ресурсов организма для решения проблемы.

Когнитивно поведенческая терапия показала высокие результаты в лечении разнообразных расстройств невротического и психотического уровня.

Методы КПТ используют в лечении аффективных и тревожных расстройств, невроза навязчивых состояний, проблем в интимной сфере, аномалий пищевого поведения.

Техники КПТ приносят отличные плоды в лечении алкоголизма, наркомании, игромании, психологических зависимостей.

Общая информация

Одна из особенностей когнитивно-поведенческой терапии – разделение и систематизация всех эмоций личности на две обширные группы:

  • продуктивные, также именуемые рациональные или функциональные;
  • непродуктивные, называемые иррациональные или дисфункциональные.

Группа непродуктивных эмоций включает деструктивные переживания индивидуума, которые, согласно концепции КПТ, являют собой следствие иррациональных (алогичных) убеждений и верований человека – «irrational beliefs».

По мнению сторонников когнитивно-поведенческой терапии все непродуктивные эмоции и связанная с ним дисфункциональная модель поведения личности не являются отражением или результатом личного опыта субъекта.

Все иррациональные компоненты мышления и сопряженное с ними неконструктивное поведение – следствие неправильной, искаженной трактовки персоной своего реального опыта.

По мнению авторов методики, подлинный виновник всех психоэмоциональных расстройств – присутствующая у индивидуума искаженная и деструктивная система убеждений, которая сформировалась вследствие неверных убеждений личности.

На этих идеях базируется фундамент когнитивно-поведенческой терапии, основная концепция которой следующая: эмоции, чувства и модель поведения субъекта обусловлены не самой ситуацией, в коей он пребывает, а тем, как он воспринимает сложившееся положение.

Из этих соображений исходит и главенствующая стратегия КПТ – выявить и идентифицировать дисфункциональные переживания и стереотипы, в дальнейшем их заменить рациональными, полезными, реалистическими чувствами, взяв под полный контроль свой ход мыслей.

Изменив личное отношение к какому-то фактору или явлению, заменив жесткую, ригидную, неконструктивную жизненную стратегию гибким мышлением, человек обретет эффективное мировоззрение.

Возникшие функциональные эмоции улучшат психоэмоциональное состояние личности и обеспечат прекрасное самочувствие при любых жизненных обстоятельствах. На этой основе была сформулирована концептуальная модель когнитивно-поведенческой терапии, представленная в простой для понимания формуле АВС, где:

  • А (activating event) – некое происходящее в реальности событие, являющееся для субъекта стимулом;
  • В (belief) – система личностных убеждений индивидуума, когнитивная конструкция, отражающая процесс восприятия человеком события в виде возникающих мыслей, формируемых представлениях, образуемых убеждениях;
  • С (emotional consequences) – итоговые результаты, эмоциональные и поведенческие последствия.

Когнитивно-поведенческая терапия ориентирована на выявление и последующее преобразование искаженных компонентов мышления, что обеспечивает формирование функциональной стратегии поведения личности.

Процесс лечения

Лечебный процесс с использованием техник конгитивно-поведенческой терапии – это непродолжительный по времени курс, включающий в себя от 10 до 20 сеансов.

Большинство пациентов посещают терапевта не чаще двух раз в неделю.

После очной встречи клиентам дают небольшое «домашнее задание», включающее выполнение специально подобранных упражнений и дополнительное знакомство с учебной литературой.

Лечение с помощью КПТ предусматривает использование двух групп техник: поведенческих и когнитивных.

Рассмотрим более подробно когнитивные техники. Они нацелены на обнаружение и исправление дисфункциональных мыслей, убеждений, представлений.

Следует отметить, что иррациональные эмоции препятствуют нормальной жизнедеятельности человека, изменяют мышление человека, вынуждают принимать и следовать нелогичным решениям.

Зашкаливающие по амплитуде, аффективные непродуктивные чувства приводят к тому, что индивидуум видит действительность в искаженном свете. Дисфункциональные эмоции лишают человека контроля над собой, принуждают совершать безрассудные поступки.

Когнитивные техники условно разделяют на несколько групп.

Группа первая

Цель техник первой группы – отследить и осознать собственные мысли. Для этого чаще всего используют следующие методы.

Записи собственных мыслей

Пациент получает задание: излагать на листе бумаги мысли, возникающие перед и при выполнении какого-либо действия. При этом необходимо фиксировать мысли строго в порядке их очередности. Этот шаг укажет на значимость тех или иных мотивов человека при принятии им решения.

Ведение дневника мыслей

Клиенту рекомендуют кратко, лаконично и точно записывать все возникающие мысли в дневник на протяжении нескольких дней. Это действие позволит выяснить, о чем человек чаще всего размышляет, сколько времени он расходует на обдумывание этих мыслей, как сильно его тревожат те или иные идеи.

Отдаление от нефункциональных мыслей

Суть упражнения заключается в том, что человек должен выработать объективное отношение к собственным мыслям. Для того, чтобы стать беспристрастным «наблюдателем», ему необходимо отдалиться от возникающих идей. Отстранение от собственных мыслей подразумевает три компонента:

  • осознание и принятие факта, что неконструктивная мысль возникает автоматично, понимание того, что одолевающая сейчас идея была сформирована ранее при определенных обстоятельствах или же она не является собственным продуктом мышления, а навязана извне посторонними субъектами;
  • осознание и принятие того, что стереотипные мысли нефункциональны и мешают нормальной адаптации к существующим условиям;
  • сомнение в истинности возникающей неадаптивной идее, поскольку такой стереотипный конструкт противоречит имеющейся ситуации и не соответствует своей сутью возникающим требованиям реальности.

Группа вторая

Задача техник из второй группы – оспорить существующие нефункциональные мысли. Для этого пациенту предлагают выполнить следующие упражнения.

Изучение аргументов «за» и «против» касательно стереотипных мыслей

Человек изучает собственную неадаптивную мысль и фиксирует на бумаге аргументы «за» и «против». Затем пациенту рекомендуют перечитывать свои записи ежедневно. При регулярном выполнении упражнения в сознании человека со временем прочно закрепятся «правильные» аргументы, а «неправильные» будут устранены из мышления.

Взвешивание достоинств и недостатков

В этом упражнении идет речь не об анализе собственных неконструктивных мыслей, а об изучении существующих вариантов решения. Например, женщина проводит сравнение, что для нее важнее: сохранить собственную безопасность, не вступая в контакты с лицами противоположного пола, или допустить в свою жизнь долю риска, чтобы в итоге создать крепкую семью.

Эксперимент

Данное упражнение предусматривает, что человек экспериментальным путем на личном опыте постигает результат от демонстрации им той или иной эмоции. Например, если субъект не знает, как общество реагирует на проявление его гнева, ему позволяют проявить свою эмоцию в полную силу, направив ее на терапевта.

Возврат в прошлое

Суть данного шага – откровенный разговор с беспристрастными свидетелями произошедших в прошлом событий, которые оставили след в психике человека. Этот прием особо результативен при расстройствах психической сферы, при которых искажены воспоминания. Это упражнение актуально для тех, у кого возникшие заблуждения являются результатом неверной интерпретации мотивов, движущих другими людьми.

Использование авторитетных источников информации

Этот шаг подразумевает приведение пациенту аргументов, почерпнутых из научной литературы, официальных статистических данных, личного опыта врача.

Например, если пациент испытывает страх перед авиа перелетами, терапевт указывает ему на объективные международные сводки, согласно которым число несчастных случаев при использовании самолетов значительно ниже в сравнении с катастрофами, происходящими на иных видах транспорта.

Сократический метод (сократовский диалог)

Задача врача – выявить и указать клиенту на логические ошибки и очевидные противоречия в его рассуждениях. Например, если пациент убежден, что ему суждено умереть от укуса паука, но при этом заявляет, что раньше уже был покусан этим насекомым, врач указывает на противоречие между предвкушением и реальными фактами личной истории.

Изменение мнения – переоценка фактов

Цель данного упражнения – изменить существующую у человека точку зрения на существующую ситуацию путем проверки, имели ли бы такое же воздействие альтернативные причины этого же события. Например, клиенту предлагают поразмыслить и обсудить, могла ли та или иная персона поступить с ним аналогичным образом, если бы она руководствовалась иными мотивами.

Уменьшение значимости результатов – декатастрофикация

Этот прием предполагает развитие до глобальных масштабов неадаптивной мысли пациента для последующего обесценивания ее последствий.

Например, человеку, панически боящемуся покидать собственное жилище, врач задает вопросы: «На ваш взгляд, что с вами произойдет, если вы выйдете на улицу?», «Как сильно и долго вас будут одолевать негативные ощущения?», «Что произойдет потом? У вас будет приступ? Вы скончаетесь? Люди погибнут? Планета завершит свое существование?».

Человек понимает, что его страхи в глобальном значении не стоят внимания. Осознание временных и пространственных рамок помогает устранить страх перед представляемыми последствиями тревожащего события.

Смягчение интенсивности эмоций

Суть этого приема – провести эмоциональную переоценку психотравмирующего события. Например, пострадавшей особе предлагают резюмировать ситуацию, сказав себе следующее: «Очень жаль, что такой факт имел место в моей жизни. Однако я не позволю

этому событию управлять моим настоящим и испортить будущее. Я оставляю травму в прошлом». То есть возникающие у человека разрушающие эмоции утрачивают силу аффекта: обида, злоба и ненависть трансформируются в более мягкие и функциональные переживания.

Смена ролей

Этот прием заключается в обмене ролей между врачом и клиентом. Пациенту ставится задача: убедить терапевта в том, что его мысли и убеждения носят дезадаптивный характер. Таким образом, происходит убеждение самого пациента в дисфункциональности его суждений.

Откладывание идей

Это упражнение подходит тем пациентам, которые не могут отказаться от своих неосуществимых мечтаний, несбыточных желаний и нереальный целей, но раздумья о них доставляют ему дискомфорт.

Клиенту предлагается отложить внедрение его затей на продолжительный срок, при этом оговаривается конкретная дата их внедрения, например, наступление определенного события.

Ожидание этого события устраняет психологический дискомфорт, тем самым, делая мечту человека более достижимой.

Составление плана действий на будущее

Клиент совместно с врачом разрабатывает адекватную реалистичную программу действий на будущее, в которой оговариваются конкретные условия, определяются деяния человека, устанавливаются пошаговые сроки выполнения задач.

Например, терапевт и пациент оговаривают, что при наступлении какой-то критической ситуации, клиент будет соблюдать определенную последовательность действий.

А до момента наступления катастрофического события он не будет вовсе изнурять себя тревожными переживаниями.

Группа третья

Третья группа техник ориентирована на активизацию сферы воображения личности. Установлено, что у тревожных людей в мышлении преобладающую позицию занимают вовсе не «автоматические» мысли, а навязчивые пугающие образы и изматывающие деструктивные представления. Исходя из этого, терапевтами были разработаны специальные техники, действующие на коррекцию области воображения.

Метод прекращения

Когда у клиента возникает навязчивый негативный образ, ему рекомендуют громким и твердым голосом произнести условную лаконичную команду, например: «Прекратить!». Такое указание прекращает действие негативного образа.

Метод повторения

Данная техника предусматривает многократное повторение пациентом установок, характерных для продуктивного образа мышления. Тем самым, со временем устраняется сформировавшийся негативный стереотип.

Использование метафор

Для активизации сферы воображения пациента врач использует уместные метафорические высказывания, поучительные притчи, цитаты из поэзии. Такой подход делает объяснение более красочным и понятным.

  • Модификация образов
  • Метод модифицирующего воображения предполагает активную работу клиента, направленную на постепенную замену деструктивных образов на идеи нейтрального окраса, а затем на позитивные конструкты.
  • Позитивное воображение
  • Данная техника предусматривает замену отрицательного образа положительными представлениями, что оказывает выраженный релаксирующий эффект.
  • Конструктивное воображение

Техника десензитизации заключается в том, что человек ранжирует вероятность наступления ожидаемой катастрофической ситуации, то есть устанавливает и упорядочивает по значимости предполагаемые события будущего.

Данный шаг приводит к тому, что негативный прогноз лишается своего глобального значения и перестает восприниматься, как неизбежность.

Например, пациенту предлагают ранжировать вероятность летального исхода при встрече с объектом страха.

Группа четвертая

Техники из этой группы нацелены на повышение эффективности лечебного процесса и минимизацию оказываемого клиентом сопротивления.

Целенаправленное повторение

Суть этой техники – упорное многократное опробование разнообразных позитивных инструкций в личной практике.

Например, после проведения переоценки собственных мыслей во время психотерапевтических сеансов, пациенту дают задание: провести самостоятельно переоценку идей и переживаний, которые возникают в повседневности. Этот шаг обеспечит устойчивое закрепление позитивного навыка, полученного в процессе терапии.

Выявление скрытых мотивов деструктивного поведения

Этот прием уместен в тех ситуациях, когда человек продолжает мыслить и поступать нелогичным образом, несмотря на то, что все «правильные» аргументы изложены, он с ними согласен и их полностью принимает.

Как отмечает на classicalhypnosis.ru гипнотерапевт Геннадий Иванов, в таком случае задача терапии – разыскать скрытые мотивы его деструктивного поведения и установить альтернативные мотивы дисфункциональных действий человека.

Другие направления психотерапии именуют это упражнение поиском вторичной выгоды.

Источник: https://psixologiya.org/psixoterapiya/metody/2422-kognitivno-povedencheskaya-terapiya-effektivnye-texniki.html

Ссылка на основную публикацию