Сегодня гештальт-терапия является одним из самых популярных направлений в психологии. Обычно под этим термином подразумевают умение человека самостоятельно завершать запутанные дела, например, избавляться от любовной зависимости или отпускать обиду. Гештальт-терапия известна своей эффективностью и разнообразием методов. Узнать о ней следует каждому, кто неравнодушен к качеству своей жизни.
Что это такое
Под данной терапией стоит понимать метод практической психологии. Механизмы гештальт-терапии направлены на анализ и осознание человеком всего подавленного, невысказанного и незавершенного в жизни, что в дальнейшем способствует гармонизации личности и избавлению от проблем. В процессе работы специалист помогает клиенту “извлечь” из подсознания те чувства, мысли, образы и воспоминания, которые “тянут” человека вниз и мешают полноценной жизни. Этот метод практической психологии направлен на выявление, анализ и устранение тех проблем и ситуаций, которые находятся глубоко в подсознании. Психотерапевт или психолог помогают пациенту научиться понимать мотивы своих поступков и желаний.
История возникновения метода
Появление данной терапии приходится на середину минувшего столетия. Метод стал своеобразной альтернативой психоанализу. В отличие от него, суть нового метода заключается в работе с бессознательными психологическими процессами.
Гештальт-терапия Фрица Перлза призывает человека брать ответственность за свои чувства и эмоции, выводя их на более сознательный уровень.
Проще говоря, данное направление можно считать способом самосовершенствования, построенным на лечении психологических проблем.
Фриц (Фредерик) Перлз является не только известным психиатром из Германии, но и основателем гештальт-терапии. Написанная им “Молитва гештальтиста” внесла огромный вклад в создание нового направления. Сегодня она имеет большую популярность.
Эта книга по гештальт-терапии стала основой его подхода к психотерапии в качестве метода раскрытия внутреннего потенциала управления своими чувствами. Достоинством данной книги является простота и одновременно глубокое воздействие на психологическое состояние человека.
Гештальт-молитва” Перлза в оригинале вышла в свет в шестидесятых годах минувшего века и сразу обрела колоссальную популярность.
“Молитва гештальтиста”
Работа Перлза позволяет провести образную грань между собой и обществом, а также понять, что каждый человек имеет право жить той жизнью, которой желает. Одной из ключевых фраз в молитве является: “Ты – это ты, и я – это я”. Ею автор подчеркивает, что данная сепарация открывает возможность самому человеку стать морально свободным, не рассчитывая на чужую помощь, одобрение и участие.
Отсутствие необоснованных ожиданий и взаимных претензий позволяют не только обрести внутреннюю силу и независимость, но и помогают оценить взаимность. Применение на практике строки Перлза способствует эмоциональному взрослению и значительному внутреннему росту, так как понимание независимости чужой личности и автономности своей является одним из важных показателей духовной зрелости.
Таким образом выражение “ты – это ты, и я – это я” помогает вернуть эмоциональное равновесие и внутреннюю гармонию.
Например, когда во время ссоры человеку кажется, что он не в силах оправдать возложенные на него надежды, эта молитва помогает успокоиться и вернуть себе хорошее настроение.
Стоит отметить, что помимо Фрица Перлза, в гельшат-терапии фигурируют и другие ученые, которые способствовали рождению этого направления, например, Курт Гольдштейн, Вертгеймер, Келер, Райх и Якоб Морено.
Основные задачи
В психотерапии гештальт-терапия помогает клиенту перебороть внутренние страхи, панические атаки, а также вылечить неврозы.
Но для достижения положительных результатов в этом направлении психотерапевту нужно обнаружить причину психологических проблем, оценить ее и проанализировать.
Цель гештальт-терапии заключается в изменении привычного восприятия человека, его поведения, а также в возрождении умения радоваться, переосмысливать поступки и взаимоотношения c окружающими.
Таким образом с помощью данного гуманистического направления каждый индивид способен управлять своим настроением, эмоциями и жизнью в целом. Только после этого шага можно переходить к мерам терапевтического взаимодействия и процессу осознания. Основными задачами гештальт-терапии являются:
- Внимание к телу. Данное направление предполагает осознанное понимание своих физических ощущений и движений. Установление телесной и духовной связи помогает достигнуть самосознания.
- Работа с эмоциями и чувствами. Для собственного сознания человеку необходимо учиться открываться другим людям, определять подлинные чувства, и делиться этим с окружающими.
- Разграничение прошлого и настоящего. Согласно отзывам, в гештальт-терапии много внимания уделяется работе над своими эмоциями. На сеансе специалист помогает выражать свои переживания и учит от них правильно избавляться.
- Анализ. Самоанализ важен для выявления источников негативных эмоций. Понимание корня проблемы уже является большим шагом для ее решения.
Методы и техники гештальт-терапии
На сеансах в терапии проводятся:
- Работа с вымышленными персонажами.
- Анализ воспоминаний и сновидений.
- Упражнения, которые помогают выразить свое состояние с помощью движений.
- Работа с эмоциями и чувствами.
Гештальт-терапия делится на этапы:
- Выявление негативных, явных и замаскированных проблем, а также поиск слабых сторон личности пациента.
- Анализ и работа над обнаруженными препятствиями.
- Обучение выражению эмоций, формирование доверия к собственным чувствам и к себе в целом.
Принципы
Перед тем как приступить к изучению техник, необходимо понять принципы гештальт-терапии, на которых они основаны. В данном направлении важным звеном является взаимодействие человека с окружающей средой. То есть, если какой-то фактор мешает жить полноценной жизнью, то это должно подлежать изменению. Основные принципы терапии звучат так:
- Каждый сам выбирает свое окружение, в котором ему должно быть комфортно.
- Цели будут достижимы только в том случае, если они собственные, а не навязанные обществом.
- Человеку необходимо стремиться к духовному балансу и эмоциональному равновесию.
«Здесь и сейчас»
Принцип «Здесь и сейчас» является основным, поскольку, несмотря на свою простоту в применении, обеспечивает радикальные перемены в мировосприятии и сознании.
Он гласит, что постоянные воспоминания о прошлом являются невозвратным и пройденным этапом в жизни, который тянет вниз и блокирует реализацию грядущих планов. Важно понять, что все самое важное в жизни человека происходит здесь и сейчас.
Поэтому гештальт-терапевты призывают с особой важностью и ответственностью относиться к своему положению в настоящем времени.
Работа со сновидениями
Психологи уверены, что ночные грезы являются некими подсказками человеческого сознания, поэтому уделяют им особое внимание. Еще со времен Зигмунда Фрейда принято считать, что сон – это послание, чувства и желания, которые были подавлены в реальной жизни. В отличие от классического психоанализа, в гештальт-терапии специалист не пытается интерпретировать сон пациента и навязывать определенные образы. В этом процессе нет готовых инструкций.
Согласно заданному направлению, сон, в котором заложены страхи, переживания, фантазии, представления формируются полностью со слов клиента. Таким образом каждый элемент сна представляет собой внутренний мир или часть личности сновидца. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту обнаружить и проявить эти части, а также понять, какой смысл они играют в его жизни.
- Упражнение 1. Пациент детально рассказывает свой сон терапевту. При этом следует выделить наиболее энергетически заряженные элементы.
- Упражнение 2. Психотерапевт предлагает клиенту нарисовать один из фрагментов и выбрать два персонажа из своего сна. Задачей пациента будет следующее: вылепить из партнера, как из пластилина, одного из персонажей. С созданной фигурой необходимо научиться взаимодействовать. Далее клиент начинает исполнять роль того человека, которого создал сам, а персонаж берет на себя роль второго героя из сна.
Метод «Превращение слияния в контакт»
Упражнение 1. Клиента просят проанализировать и отметить свои привычки: как он умывается, одевается, завтракает, закрывает дверь, готовит и т. д. Если пациенту кажется, что его привычки являются не самыми эффективными, поэтому он хочет их заменить на другие, терапевту необходимо задать ряд вопросов клиенту:
- Представьте, что произойдет, если вы измените свой образ жизни?
- Будете ли вы получать удовольствие от других действий?
- Вам предстоит столкнуться с сильным сопротивлением?
- Что чувствуете, когда видите, что кто-то выполняет работу, схожую с вашей?
- Как думаете, изменение привычек может поменять вашу жизнь?
Упражнение 2. Уделите внимание подробному анализу своих характерных черт: жестикуляции, одежде, речи, поведению в целом. Затем спросите у себя, в подражание кому вы их обрели? Чувствуете ли вы благодарность к этому человеку?
Упражнение 3. Проснувшись, прежде чем подняться с постели, подумайте о возможности действовать или чувствовать по-другому. Попробуйте прожить этот день немного иначе, не так, как это происходит постоянно. Не стоит принимать решения, которые нужно выполнить, а просто постарайтесь визуализировать легко выполнимые изменения в обычном распорядке.
Упражнение 4. Проследите за своими реакциями на спектакли и кинофильмы. Определите, насколько вы сопоставляете себя с различными героем. Когда вы определитесь, с какими персонажами вы чаще всего себя отождествляете, прочувствуйте, не ощущаете ли вы при этом внутреннее сопротивление.
«Горячий стул»
Данный метод заключается в откровенном диалоге между психотерапевтом и клиентом, когда все остальные участники сохраняют тишину.
Только в самом окончании беседы они могут высказать свое мнение к услышанному, поделиться переживаниями и эмоциями.
«Горячим стулом» называет то место, куда садится виновник душевных проблем в надежде, что после их высказывания придет эмоциональное равновесие и верное решение.
«Пустой стул»
Это место для человека, у которого имеются внутренние переживания. Неважно, на этом стуле будет сидеть воображаемый или живой собеседник. Задачей пациента является открыто озвучить ему свои страхи, переживания и рассказать все свои проблемы.
Работа с полярностями
В гештальт-терапии этим термином принято называть крайности поведения человека, противоположные и конфликтующие между собой образы жизни, между которыми выбирает пациент. Чтобы разобраться в себе и сделать правильный выбор, помогут следующие упражнения.
- «Борьба противоположностей». Терапевт озвучивает тему дискуссии, а после одному из клиентов поручает роль защищающегося, а другому – нападающего. Участникам необходимо сесть лицом друг к другу и начать дискуссию, при этом строго придерживаться отведенной роли. Нападающему свойственно критиковать, ругать и поучать партнера. Защищающийся должен извиняться и оправдываться. На дискуссию отводится десять минут, затем участники меняются ролями. Суть данного упражнения заключается в том, чтобы каждый участник смог осознать чувство незащищенности, унижения, робости защищающегося и ощущение агрессии, власти нападающего.
- «Разыгрывание ролей». Данное упражнение довольно часто применяется в современной российской практике, а отзывы о гештальт-терапии и об этого методе свидетельствуют о его эффективности. Данный способ заключается в следующем: психотерапевт предлагает группе участников поочередно проиграть свои внутриличностные противоречия, которые ими до конца еще не осознанны, но достаточно понятны для других людей. Например, если клиент смущается, говорит тихим голосом, очень часто извиняется, и при этом не замечает этого, то ему следует поручить сыграть роль робкого, застенчивого человека. Также специалист его просит несколько утрировать те черты его характера, которые у него наиболее выражены. Если пациент осознает особенности своего поведения и желает от них избавиться, ему можно предложить сыграть роль человека с противоположными чертами характера, например начальника, которому свойственно разговаривать с подчиненными в приказном тоне.
Отзывы
Изучая многочисленные отзывы о гештальт-терапии, можно сделать вывод, что работа над собой в данном направлении помогает научиться жить в согласии с самим собой, проявлять свои чувства и эмоции, правильно взаимодействовать с окружающим миром.
Ссылаясь на многочисленные отзывы, стоит отметить, что после ее прохождения у людей начинаются внутренние изменения. После работы со специалистом пациент начинает осознавать себя единым целостным организмом, которым можно управлять. Всемирная паутина содержит огромное количество положительных отзывов о данном методе.
Явными плюсами в отзывах о гельшат-терапии пользователи называют:
- Определенные методы помогают раскрыть новые личностные качества, о которых ранее не подозревали.
- Терапия учит брать ответственность за свои поступки.
- Помогает стать автором своей жизни.
- Данное направление пролонгирует Свободу с большой буквы и оставляет на заднем плане чувства вины, стыда, тревоги, раскаяния.
- В отличии от других психологических направлений, в гельшат-терапии нет ролей “пациент” и “доктор”. На сеансе терапевт не контролирует, не учит жить, не говорит, как нужно поступить в той или иной ситуации, а лишь сопровождает процесс осознания клиента, его личного выбора действий. Сам процесс терапии строится исключительно на равных условиях.
- Спасает от депрессий, помогает справиться с любой психологической проблемой, даже такой, как потеря близких людей.
- Вселяет веру, помогает принять и полюбить себя таким, какой есть.
Отзывы о гештальт-терапии свидетельствуют о том, что на сегодняшний день практика этого направления является в развитии личности новым этапом, который предоставляет возможность работы с внутренними убеждениями, желаниями и способностям.
Но в данном методе, как и в любом другом деле, нельзя обойтись без негативных отзывов. Одни пользователи пишут, что им гештальт-терапевт ничем не смог помочь. Другие сообщают, что он лишь усугубил ситуацию.
Но здесь стоит учитывать личное отношение каждого человека к данному подходу.
Как показывает практика, чтобы решить свои внутренние проблемы, порой необходимо сменить психоаналитика или изменить полностью направление.
Заключение
Знакомясь с отзывами о гештальт-терапии, можно сделать вывод, что в психологии это сложное направление с философским и гуманистическим уклоном.
Чтобы применять полученные знания на практике, необходимо пройти обучение у профессионалов. В наше время существуют учебные курсы, которые можно посещать в различных образовательных учреждениях.
Проводят занятия профессора, доценты и ведущие специалисты.
Пройти обучение по гештальт-терапии может любой желающий. Занятия организованы таким образом, что теория и практика чередуются.
Такой подход позволяет учащимся закрепить полученные знания через личный опыт участия в психотерапевтических упражнениях.
Как правило, стоимость обучения по гештальт-терапии варьируется от десяти до сорока тысяч рублей, в зависимости от содержания программы и продолжительности курса.
Ирина Котова
Источник: https://labuda.blog/185299
Эффективность гештальт-терапии при лечении зависимостей
Практически все наркологические клиники, предлагающие лечение наркозависимости, работают по одному принципу.
Вначале купируется абстинентный синдром (ломка), затем проводится восстановительное лечение и впоследствии пациенту предлагается реабилитация.
Для успешного проведения лечения на всех трех этапах требуется участие опытного психотерапевта, в противном случае нельзя рассчитывать на успешную терапию и отсутствие рецидивов.
Существует множество психотерапевтических методик, целью которых является борьба с наркозависимостью, установка на трезвость, поиск мотивации и навыки справляться с проблемами без наркотиков. Одним из наиболее действенных методов, позволяющих сделать полный отказ от наркотиков, является гештальт-терапия.
Что такое гештальт-терапия
Главная задача гештальт-терапевта научить пациента ответственности, осознанию себя в реальном мире. Это избавит от желания перекладывать ответственность за свои поступки на других людей.
Необходимо понять, все, что происходит с человеком, в том числе и последствия наркотиков, полностью его зона ответственности, виновен в каждой ситуации только он сам.
Основной целью гештальт-терапии является помощь человеку научиться жить в определенных условиях, принять ситуацию, учитывая все ее недостатки и достоинства.
Этот психотерапевтический метод учит наркозависимого налаживать контакт с другими людьми.
Этот метод был разработан в начале ХХ века и с тех пор успешно используется для лечения различных зависимостей, неврозов, депрессивных расстройств и суицидальных наклонностей.
Базовые принципы гештальт-терапии:
- Жить в данную минуту, не смотря назад и не заглядывая в будущее.
- Не жить в плену фантазий, принимать мир реальным.
- Полное принятие себя.
- Не врать самому себе ни в чем, даже в незначительных мелочах.
- Не сдерживать эмоции, ни негативные, ни приятные.
- Открыть себя для изменений, внутреннего роста, экспериментов.
- Не принимать всерьез чужое мнение, если оно противоречит собственным убеждением и мешает саморазвитию и личностному росту.
- Выражать мысли и желания честно, без приемов манипуляции другими.
Гештальт-терапия в наркологии
Борьба с наркоманией при помощи гештальт-терапии дает неплохие результаты, только при условии опытного терапевта, который будет работать с пациентом.
С его помощью зависимый человек может стать зрелой личностью, которая умеет контролировать свои желаний и потребности, открыто выражать искренние эмоции и быть честной перед собой и окружающими людьми.
Как правило, люди, употребляющие наркотики, не умеют контролировать собственные желания, у них доминирует над всем поиск дозы, кайфа. Психотерапевт научит разграничивать истинные желания от навязанных зависимостью от наркотиков.
Гештальт-терапевт поможет в осознании себя и необходимости изменения собственного поведения, научит жить без манипулирования другими людьми и не поддаваться сторонней манипуляции. Новые модели поведения без наркотиков, осознание своей проблемы, но без излишнего самокопания – это основные элементы гештальт-терапии в наркологии.
Профилактика
Какие бы не существовали методы борьбы с зависимостями, гораздо эффективней предупредить их формирование. Для этих целей необходима постоянная профилактика наркозависимости.
Особенно важно это в образовательных учреждениях, поскольку в основном первые наркотики пробуют еще школьники, дети 10-12 лет.
Поэтому с целью недопущения наркотизации подростков проводится обязательная профилактика наркомании в образовательной среде.
Для профилактических занятий рекомендуется привлекать не только педагогов, но и практикующих наркологов, психотерапевтов, психологов, социальных работников и родителей.
В этом случае можно не только рассказать действия наркотиков, но также выявить основную группу риска, с которой необходимо будет продолжить более тщательную работу. Тесты на наркозависимость позволяют выявить потенциальных наркоманов или подростков, склонных к употреблению.
Подростковая наркомания наиболее тяжело подлежит терапии, поскольку дети в этом возрасте не отдают себе полного отчета в серьезности наркозависимости.
Нельзя оставлять в стороне семью, ведь, по мнению психологов, большинство наших поступков, страхов и переживаний родом именно из детства. Поэтому необходимо наладить доверительные отношения с детьми, чтобы словосочетание «первые наркотики» никогда не касалось семьи.
Кроме общения с ребенком необходимо грамотно организовывать его досуг, загружая его посещением кружков, секций, общением с друзьями и совместными посещениями культурных мероприятий. Это позволит выработать правильные жизненные ценности и установки на здоровый образ жизни.
Источник: http://narcot.com/index.php/narco/105-lechenie/342-effektivnost-geshtalt-terapii-pri-lechenii-zavisimostej
Применение техник гештальт-терапии для лечения больных алкоголизмом
Логинов С.А.
- Студент кафедры генетической и клинической психологии, Томский государственный университет
- Применение техник гештальт-терапии для лечения больных алкоголизмом
- Аннотация
В статье актуализируется возможность использования подходов гештальт-терапии для лечения людей, страдающих алкоголизмом. Также более подробно рассмотрены техники гештальт-терапии, которые может применять психолог в своей практике лечения алкоголизма.
Ключевые слова: применение гештальт-терапии для лечения алкоголизма, техники гештальт-терапии.
Loginov S.A.
- Student of genetic and clinical psychology department, Tomsk State University
- USING OF GESTALT-THERAPY TECHNIQUES FOR TREATMENT OF ALCOHOL-ADDICTS
- Abstract
The article is updated possibility of using the approach of Gestalt – therapy for alcohol-addicts. Also further considered techniques of Gestalt therapy, which can be used in the psychology practice of treatment alcoholism.
Keywords: alcoholism treatment using Gestalt therapy, Gestalt therapy techniques
Из года в год наблюдается рост численности людей, страдающих алкоголизмом, что обусловлено множеством факторов, как социальных, так и биологических. Существуют различные статистические показатели численности алкоголизма в России, каждая из которых потенциально указывает на необходимость принятия мер по лечению и профилактике алкоголизма.
«Согласно официальной статистике последних лет, количество зарегистрированных больных алкоголизмом превышает 2,7 млн. человек (около 2 % населения) или 1950 человек на 100 тыс. населения. Это – 2795 человек на 100 тыс. мужчин и 558 на 100 тыс. женщин. Но по некоторым данным, количество зарегистрированных больных более 10 млн. человек [1]».
Необходимость помощи со стороны гештальт-терапевта.
Поскольку существует множество факторов развития алкоголизма, процесс решения данной проблемы необходимо рассматривать с нескольких аспектов.
«Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 1920-х гг. в Германии. Его создание связано с именами М. Вертгеймера (1880-1943), В. Келера (1887-1967), К. Коффки (1886—1941) и К. Левина (1890—1947), заложившими методологию этой школы.
Главная идея этой школы — в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры — гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей [6]».
В рамках гештальттерапии Ф. Перлза личность рассматривается в контексте взаимодействия со средой. Формирование и завершение гештальтов также происходит посредством контакта субъекта со средой.
Возникновение потребностей формирует гештальт, который необходимо завершить путем удовлетворения потребности: «возникновение определенной потребности требует “контакта” со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует “отхода” от среды. [2]».
Поскольку во многих случаях алкогольной зависимости аддикт стремится к уходу от реальности, защите собственного «Я» от окружающего мира, что по сути представляет собой незавершенный гештальт, становится актуальной и значимой помощь гештальт-терапевта [3]. Согласно иллюзорно-компенсаторной концепции Б.С.
Братуся, здоровый человек ставит перед собой цели, достигает их, удовлетворяет возникшие у него потребности и таким образом имеет основания уважать себя, завершая тем самым целостный гештальт. Больной алкоголизмом достигает желаемого состояния в ходе иллюзорно-компенсаторной деятельности [3].
Таким образом, аддикт стремиться создать иллюзию гармонии между возникшими у него потребностями, целями и удовлетворением этих потребностей, достижением поставленных целей, т.е. иллюзию завершенного гештальта.
В результате незавершенного гештальта, аддикт не решает возникшие проблемы, теряя возможность строить свою жизнь конструктивно.
Применение техник гештальт-терапии к больным алкоголизмом.
Основываясь на иллюзорно-компенсаторной концепции Б.С. Братуся [3], в рамках терапевтической помощи больным алкоголизмом, гештальт-терапия должна быть направлена на завершение гештальтов, т.е.
создании гармонии между возникшими у аддикта потребностями и состоянием удовлетворенности соответствующей потребности, постановкой цели и достижением цели, возникновением эмоций и выражении соответствующих эмоций и т.д.
, либо на упрощение возникшего гештальта (возникшей потребности, цели, эмоции и т.д.).
В соответствии с вышеизложенным тезисом, гештальт-терапевт, в рамках терапевтической помощи больным алкоголизмом, может применять такую технику как «незаконченное дело» [4]. «У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т.п. Чаще всего, это невысказанные жалобы и претензии.
Пациенту предлагается с помощью приема пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу [4].
» Таким образом, пациенту предлагается возможность столкнуться с трудностями лицом к лицу, не прибегая к уходу от реальности и, соответственно, лишая себя потребности к иллюзорно-компенсаторной деятельности.
Также, в рамках гештальт-терапии в целях терапевтической помощи больным алкоголизмом эффективным было бы применение техники «”Большой пес” и “Щенок”». Техника предлагает использование двух игровых позиций: «Большой пес» и «Щенок».
«Большой пес» оказывает давление на собеседника с целью олицетворения обязанностей, требований. «Щенок» не вступает в борьбу, пытаясь уйти от обязанностей путем отговорок и оправданий, олицетворяя пассивно-оборонительные установки.
Между этими позициями происходит борьба за контроль над личностью.
Данное упражнение помогает аддикту:
- осознать бессмысленность ухода от реальности, защиты собственного «Я» от окружающего мира
- принять реальную картину возникших перед ним обязанностей, требований со стороны общества
- стать более открытым и способным к решению возникших трудностей [2].
Применение техник арт-терапии гештальт-терапевтом.
Основываясь на значимости вышеизложенных техник гештальт-терапии для больных алкоголизмом, можно сделать вывод, что в большинстве случаев генезис иллюзорно-компенсаторной деятельности аддикта заключается в его искаженном субъективном отношении к объективной реальности, нарушении целостности структуры «организм-среда».
Для того, чтобы диагностировать данные особенности, гештальт-терапевт может прибегнуть к использованию техник арт-терапии.
Посредством творчества, формируется контакт пациента с психологом, продукт творчества является связующим звеном между внутренними переживаниями, картиной мира пациента и психологом, выражая внутренние переживания, установки, способы решения жизненных трудностей, эмоциональные состояния человека.
Оперируя основными понятиями гештальт-психологии (фигура, фон, инсайт), терапевт может определить субъективную значимость пациента иллюстрированных на рисунке объектов, равномерность распределения ресурсов, внимания пациента на тех или иных объектах, изображенных на рисунке.
«Появляясь в листе или же в вылепленном, вытанцованном образе, человек приносит свое собственное устройство, определенную систему ценностей, предпочтений и устойчиво закрепленных способов адаптации. [5]».
В соответствии с изложенным нами в начале статьи тезисом о том, что во многих случаях алкогольной зависимости аддикт стремится к уходу от реальности, защите собственного «Я» от окружающего мира, можно говорить о том, что терапевт, с применением техник арт-терапии, может иллюстративно, опираясь на рисунок пациента, предлагать ему изменение сформированных у него схем поведения, которые направлены не на уход от реальности посредством иллюзорно-компенсаторной деятельности, а на решение возникшей жизненной трудности, создание адекватного способа решения жизненных трудностей, возможность переконструировать картину реальной проблемы, направляя его на внезапное озарение (инсайт), изменение субъективного отношения объективной реальности. Перечисленные способы терапии реализуются с оперированием основных понятий гештальт-психологии: фигура, фон, инсайт. Основываясь на утверждении о том, что рисунок является отражением субъективных переживаний, внутреннего мира человека и оперируя основными понятиями гештальт-психологии мы вправе установить следующие соответствия. Фигурой могут выступать те компоненты рисунка, на которые направлена основная доля внимания и ресурсов аддикта, например, его «зацикленность» на одной неэффективной схеме поведения, выступающей как способ решения той или иной проблемы. Фоном могут быть те компоненты рисунка, на которые обращено минимальное внимание и минимальный объем ресурсов и на которые возможно следовало бы обратить основу внимания и основу ресурсов (переключить внимание). И, в результате такого переключения, возникает инсайт, внезапное озарение аддикта и получение необходимого креативного способа поведения, выступающее решением его проблемы.
Таким образом, мы можем прийти к следующему заключению: при оказании психотерапевтической помощи больным алкоголизмом, работа гештальттерапевта может быть направлена на помощь в улучшении способности пациента в переключении компонентов психического поля пациента, иначе говоря, в фиксации внимания на других компонентах проблемной ситуации, изменении его отношения на проблемную ситуацию, поиск новых более адекватных путей решения. Тем самым, повышается приспособляемость субъекта к изменяющимся условиям среды, деятельность становится более продуктивной, приносящей ему личностное удовлетворение, реализуется его личностный потенциал. Это создает гармонию субъекта с окружающей средой, лишая его необходимости в создании иллюзорной искусственной реальности.
Литература
- Брагин А.К. Психологические характеристики лиц, страдающих алкогольной зависимостью // СМАЛЬТА. – – №2. – С. 19 – 24
- Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие / М.: Сфера, 2002 – 510 с.
- Менделевич В.Д. Наркозависимость / МЕДпресс-информ, 2003. – 327с.
- Федотов А.Ю. Основы индивидуальной и групповой психотерапии / М.: Юнита 1, 2; 2003.
- Хломов Д. Н., Гештальт 2012. Арт-терапия в гештальте: Сборник материалов / М.: Московский Гештальт Институт; 2012. – 85 c.
- Григорович Л.А., Педагогика и психология: Учеб. Пособие / М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
References
- Bragin A.K. Psihologicheskie harakteristiki lic, stradajushhih alkogol’noj zavisimost’ju // SMAL”TA. – – №2. – S. 19 – 24
- Osipova A.A. Obshhaja psihokorrekcija: uchebnoe posobie / M.: Sfera, 2002 – 510 s.
- Mendelevich V.D. Narkozavisimost’ / MEDpress-inform, 2003. – 327s.
- Fedotov A.Ju. Osnovy individual’noj i gruppovoj psihoterapii / M.: Junita 1, 2; 2003.
- Hlomov D. N., Geshtal’t 2012. Art-terapija v geshtal’te: Sbornik materialov / M.: Moskovskij Geshtal’t Institut; 2012. – 85 c.
- Grigorovich L.A., Pedagogika i psihologija: Ucheb. Posobie / M.: Gardariki, 2003. – 480 s.
Источник: https://research-journal.org/psycology/primenenie-texnik-geshtalt-terapii-dlya-lecheniya-bolnyx-alkogolizmom/
Гештальттерапия в наркологии
17 ноября 2002 12:06 | Е. С. Меньшикова. – Вопросы наркологии. Москва.
Гештальттерапия появилась в середине XX века, когда возникло движение гуманистической психологии и психотерапии, обращенных к личности человека, его индивидуальности.
Гештальттерапия основывается на принципах гештальтпсихологии, которая исходит из целостности поведения, восприятия и эмоциональной сферы (от немецкого слова «гештальт» — целостный образ, завершенная форма, нечто большее, чем сумма частей).
Психотерапия этого направления воздействует двумя путями: во-первых, пытается освободить пациента от болезненных эмоциональных переживаний, не получивших ранее своего завершения и поэтому возвращающихся вновь и вновь и, во-вторых, помочь пациенту силу проявить и развить свои нераскрытые или нереализованные потенциальные возможности.
Гештальттерапия строится по принципу завершения предлагаемых пациенту незаконченных утверждений («Когда я говорю это, я чувствую, что…») и незавершенных эмоционально напряженных переживаний.
Так, психотерапевт может предложить пациенту, чтобы он обратился к другому члену группы как к своему отцу и высказал, что он чувствует сейчас, когда вновь и вновь переживает нанесенную ему отцом в детстве обиду. Другое часто используемое в гештальттерапии понятие «фигура и фон».
Оно применяется, когда, например, какое-то болезненное переживание, занимающее центральное место в сознании, переводится с помощью специальных психотерапевтических приемов на периферию сознания. Большое значение в гештальттерапии имеют вопросы взаимоотношений людей друг с другом.
При этом подчеркивается, что каждый человек должен стремиться не зависеть от других и не ставить других в зависимость от себя. Основатель этого направления психотерапии F. Peris (1893—1970 гг.) сформулировал то, что он называл «молитвой гештальттерапии»: «Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело.
Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. А ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты — это ты, и я — это я. Если мы случайно обнаружим друг друга — прекрасно. Если нет, ничего не поделаешь».
Гештальттерапевтами всегда подчеркиваются особая важность теоретического осмысления процесса терапии и опасность увлечения эффектными методами, техникой или психотерапевтическими «трюками».
В настоящее время гештальттерапия признается одним из самых мощных направлений современной психотерапии.
Она успешно применяется как для лечения больных алкоголизмом и наркоманиями, так и для психотерапевтической работы со значимыми лицами из окружения больного (супругами, детьми, родителями).
Главный принцип гештальттерапии — важность находиться в настоящем, «здесь и теперь». Больные алкоголизмом, как и многие другие пациенты, предпочитают вместо этого находиться в будущем или прошлом. И это рождает целый ряд проблем в их эмоциональной жизни.
Так, больные постоянно находятся в ожидании неудач и неприятностей, что углубляет у них чувства неполноценности и одиночества, вызывающие также ответ на физиологическом уровне (меняется ритм дыхания, сердечной деятельности). Таким образом, больные эмоционально переживают события, которые еще не случились и, возможно, никогда не случатся.
То же касается прошлого: обращаясь к прошлому, больные испытывают печаль, грусть, чувство вины.
Поэтому одна из основных задач психотерапии — научить больных алкоголизмом жить в настоящем, переживать то, что происходит с ними сейчас (а не вчера, раньше или завтра).
Второе важное положение — работа с самосознанием. Человек может видеть, слышать, ощущать запахи, вкусовые раздражители, испытывать ощущения, идущие от всех систем и органов тела. А больные алкоголизмом как бы лишены чувств, они не чувствуют, слушают, но не слышат.
В то же время ощущения запахов и вкусовых раздражителей вообще у людей имеют не слишком большое значение. Таким образом, единственная значимая и действенная система анализаторов наших больных — зрительная.
Это необходимо учитывать в психотерапии — писать на доске, показывать схемы, слайды, фильмы. Задача психотерапии — вернуть больному возможность чувствовать, слышать, ощущать мир во всей его полноте. Эта задача достаточно сложна.
Работая в этом направлении, мы постоянно сталкиваемся с тем, что больной говорит о чувствах, но в действительности не может чувствовать и переживать.
Процесс лечения с позиций гештальттерапевтов выглядит следующим образом.
I этап — установление и поддержание контакта с пациентом.
II этап — осознание пациентом того, что с ним происходит в данный момент. Задача терапевта — усилить ощущения и переживания пациента, чтобы они стали для него очевидными. Это дает возможность перейти к следующему этапу.
III этап — подтверждение, признание пациентом факта существования проблемы: «Это печально, но это факт». И здесь очень часто приходится сталкиваться с мощным сопротивлением пациента, например в виде самоуничижения.
Пациент заявляет: «Мне не хочется об этом говорить, я отнимаю у вас (у группы) много времени».
Терапевт в этом случае может попросить больного сделать противоположное заявление: «Я хочу быть здесь, хочу, чтобы вы обратили на меня внимание»,— и тут же спросить: «Как Вы чувствуете себя теперь?»
IV этап — принятие себя без критики, без оценки: «Да, я такой в настоящий момент». Работа с представлением пациента о себе идет на всех этапах, но именно на этом этапе чаще всего представление о себе меняется.
V этап — поиск альтернатив. Психотерапевт вместе с пациентом ищет другие возможности решения проблемы. Нет нужды говорить о том, что в позиции самого психотерапевта также должны отсутствовать какие-либо оценки или критика. Принимая больного как данность, не осуждая и не отвергая его, психотерапевт помогает ему выработать такое же отношение к самому себе.
Таким образом, цель психотерапии — добиться не отсутствия боли и болезненных переживаний, а принятия пациентом самого себя, интеграции всех частей «Я» пациента в единое целое («Я» безответственное и «Я» сверхответственное, «Я» — отвергаемый ребенок, «Я» — зрелая личность, «Я» — чувствующее, что…, отвергаемые части «Я»). Если пациент испытывал в прошлом боль, ему не надо стремиться приглушить эту боль. Нужно принять то, что было, почувствовать боль, встретиться с ней лицом к лицу. Необходимо принять прошлое и сделать новый выбор.
- Следует остановиться также на некоторых наиболее распространенных проблемах, возникающих в процессе психотерапии больных алкоголизмом.
- Тревожность, напряжение, возникающие при переходе пациента из состояния, в котором он был, в то состояние, в котором он хотел бы быть.
- Пациент: «Я не знаю, смогу ли я…»
- Терапевт: «Как вы себя пугаете? Скажите, если я сделаю это, то…»
- Когда пациент осознает, что сам себя пугает, он принимает на себя ответственность за свою психическую жизнь и уже может что-то сделать с собой, выработать какую-то новую альтернативу.
- Работа с защитными стратегиями больного.
В гештальттерапии защитные механизмы рассматриваются как защитные стратегии, которые больной использует, чтобы выжить в окружающем мире и предохранить себя от изменений. Стиль взаимоотношений пациента с людьми обязательно воспроизводится при психотерапевтическом контакте.
Важнейшими типами нарушений взаимоотношений с окружающими и самосознания (типами защитных стратегий) считаются ретрофлексия, дефлексия, конфлюэнция, проекция, интроекция. Ретрофлексия — направление всех чувств на себя, агрессия по отношению к себе.
Это скрыто от окружающих и человек существует как бы за фасадом.
В гештальттерапии работа с такой защитной стратегией заключается в том, что больного учат не направлять агрессию на себя, а выводить ее наружу, выплескивать чувства.
Вместо того, чтобы ощущать «Ты меня злишь тем, что отвергаешь меня», больному предлагают сказать: «Я отвергаю тебя» и спрашивают: «Что Вы чувствуете сейчас?» Другая техника состоит в специальной работе с различными «фасадами» больного: устанавливается контакт с разными частями «Я», с разными чувствами пациента.
Дефлексия — отрицание, отторжение каких-либо чувств, переживаний, впечатлений. От больных алкоголизмом и наркоманией часто приходится слышать: «Я ничего не чувствую» или «Мое тело умерло, я не чувствую».
Чтобы начать чувствовать наркоманы нуждаются в наркотике, а больные алкоголизмом, чтобы ощутить себя комфортно, должны сделать что-то экстраординарное, рискованное.
В связи с этим в процессе психотерапии необходимо постоянно задавать вопрос: «Что Вы чувствуете сейчас?» Для обучения больного чувствованию, а не говорению о чувствах используются специальные упражнения (работа с «внутренним ребенком», проекция чувств на неодушевленный предмет, работа с болезненным «Я» — переживанием).
Конфлюэнция (слияние) — полное слияние с другим человеком или объектом, потеря границы между ними и как следствие — потеря самого себя и полная зависимость от этого человека или объекта. Больной зависит от алкоголя или наркотика.
Он зависит также от своего пьющего окружения. Зависимость существует также в семье больного. В процессе терапии часто выявляется конфлюэнция с болезненным «Я» больного.
(«Как же я буду жить, если не буду печальным, больным… Что же от меня тогда останется?..»)
Проекция — обвинение обстоятельств и других людей, перенесение чувств с себя на что-то вне себя. Работа с проекцией состоит в том, что больного просят говорить от первого лица, например, вместо того, чтобы говорить: «Все делают…» говорить: «Я делаю», вместо: «Ты заставляешь меня чувствовать…», говорить: «Я чувствую…»
Интроекция — усвоение, присвоение принятого окружающими. Обычно это усвоение происходит без достаточного собственного анализа или критики. Больные, выросшие в семьях, где не принято было проявлять чувства, усваивают стереотипы: «Мужчины не плачут», «Стыдно показаться печальным», и это также способствует вытеснению эмоциональных переживаний из самосознания больного алкоголизмом.
Можно условно выделить два типа больных. Первый тип — люди, основными защитными стратегиями которых являются интроекция и ретрофлексия. Для них характерно как бы чрезмерное чувствование, которое является болезненным, и алкоголь помогает снизить болезненность переживаний. Второй тип — пациенты с преобладанием проекции и дефлексии.
Здесь проблемой является дефицит чувств и переживаний, и алкоголь помогает начать чувствовать, сделать ощущение жизни более острым, а общение с людьми — более насыщенным. Часто можно наблюдать, как в семье больного алкоголизмом один из супругов относится к первому типу, а другой — ко второму.
В самой же семье отчетливо прослеживается конфлюэнция (козависимость).
Конфлюэнция с алкоголем и алкогольным окружением в процессе психотерапии должна постепенно заменяться конфлюэнцией с членами группы, настроенными на трезвую жизнь, с членами терапевтического сообщества или группы Анонимных Алкоголиков.
Постепенно в процессе психотерапии и поддержания трезвости можно переходить к решению более сложных проблем. Если на первых этапах в центре психотерапевтической работы стоит «Я» больного («Кто я и как мне быть счастливым?»), то в дальнейшем можно переходить к работе с проблемами взаимоотношений с другими людьми и, наконец, на заключительных этапах — к духовным проблемам.
Таким образом, содержанием психотерапии при алкоголизме, по представлению гештальттерапевтов, является совсем не то, что в нашем понимании всегда должно занимать основное место в лечении (выработка установки на лечение, преодоление анозогнозии, формирование установки на трезвость).
Вероятно, все эти задачи надо рассматривать как первый этап работы с больным. Однако, к сожалению, этим, как правило, и заканчивается психотерапия в отечественной наркологии.
В то же время, очевидно, что в случае решения всех этих задач больной оказывается, так сказать, на пустынном берегу, а вожделенный остров «Трезвость» далеко на горизонте. И даже если больной искренне хочет добраться туда, то плавать в этом океане жизни он не научен, и лодки у него нет.
Поэтому необходимым этапом психотерапии, как нам кажется, и должна быть работа с личностными проблемами больного, с его защитными стратегиями. И в этом плане подход гештальттерапевтов представляет несомненный интерес.
Приводимые ниже упражнения гештальттерапии могут быть использованы как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии больных алкоголизмом. Они являются иллюстрацией к положениям и принципам, рассмотренным выше.
Упражнения
1. Закройте глаза и сосредоточьтесь на ваших чувствах в настоящий момент. Представьте себе одиночество, в котором вы оказались. Вопрос: что Вы делали с этим ощущением и можно ли, по вашему мнению, по-другому справиться с этими чувствами?
2. Представьте себе обстоятельства, место и человека (или нескольких людей), с которыми вам хорошо в этом городе (селе). Вопрос: что это за ситуация, в которой Вы не чувствуете одиночества?
3. Достаньте из себя ребенка, пригрейте его, накормите, сделайте для него все, в чем он нуждался, но чего у него никогда не было. Вопрос: что происходит с Вами сейчас?
4. Выберите какой-либо объект и просто наблюдайте его. Что он чувствует? Вы — этот объект. Что Вы чувствуете сейчас?
5. Очень часто человек говорит себе: «Я безнадежен, я неудачник, я не такой, как все, я плохой, меня никто не любит, я никому не нужен, я ни на что не способен». Вспомните, когда у вас впервые появилось это чувство. Достаньте этого человека из себя, поговорите с ним, почувствуйте, в чем он нуждается и дайте ему то, что нужно. Это может быть эмоциональная поддержка или подарок.
- Что вы чувствуете теперь?
- 6. Два человека по очереди утверждают: Я вижу… Я слышу… Я чувствую… по 5 раз
- Затем: что я вижу, что я слышу, что я чувствую внутри меня.
- 7. Обращайтесь к каждому члену группы по очереди со словами: «Мне трудно…»
- «Я имею право отнять у всей группы время на обсуждение моих проблем…» Что вы чувствуете в это время?
8. Я и моя «маска». Кто из членов группы похож на мою «маску»? На что похожа эта «маска»? Какие еще у меня есть «маски» лица? Дискуссия между этой «маской» и другими членами группы.
Что я чувствую, находясь в «маске»? Что чувствует мое реальное «Я»? Что чувствуют другие члены группы?
9. Полностью контролируйте своего партнера. Говорите ему, что ему делать. Что вы чувствуете сейчас?
Теперь, когда вы его полностью контролируете, как сделать так, чтобы не контролировать?
10. Говорите со своими снами и дайте возможность им отвечать, как если бы сны были вещью или объектом: «Сны, вы пугаете меня», «Я не хочу знать о вас» и т. д. и дайте возможность снам ответить.
Затем пусть каждый сыграет роль своего сна. Например: «Я редко прихожу к тебе и только маленькими кусочками», «Я хочу, чтобы вы были сном». Проиграйте эту роль, говорите, обращаясь к группе, как если бы сон обращался к вам.
Источник: http://www.medicus.ru/narcology/specialist/geshtaltterapiya-v-narkologii-22528.phtml
Гештальт-терапия — что это такое и как работает, отзывы
В случае, если мы чувствуем дискомфорт, который мешает нам полноценно жить, часто можем услышать фразу: «Тебе нужно закрыть незавершенный гештальт». Что это такое и в чем заключается терапия явления, расскажем в этой статье.
Гештальт-терапия: что это простыми словами
Любая терапия – это лечение того, что болит: в теле или в душе. Гештальт – это целостность, завершенность.
Гештальт-терапия – это лечение имеющихся у человека незавершенных действий.
Действие считается незавершенным, когда у нас есть какая-либо неприятная ситуация, нереализованная потребность, которая мешает нормально жить. Простым языком – это заноза, засевшая в сердце, которую нам не удается вытащить.
Воспитание, характер часто не позволяют высказать вслух свои обиды, переживания, негативные эмоции. Мы сдерживаемся в ответ на оскорбления обидчика.
Мы можем в
момент ссоры или важного разговора не суметь высказать все, что хотели донести до близкого человека.
Но эти негативные эмоции не всегда исчезают бесследно, они накапливаются. Все это несказанное, не прожитое своевременно периодически всплывает наружу и отравляет существование, поглощая энергию. Возможны приступы беспричинной грусти, меланхолии, дискомфорта. Пронеслось в голове какое-то неприятное событие из прошлого и настроение резко испортилось.
Гештальтпсихология признает основной причиной всех проблем отсутствие у личности умения жить в настоящем и перетаскивание в сегодняшний момент всех неудач из прошлого.
Гештальт-терапия – это подход, при котором ставятся две основные задачи:
- Закрыть сам гештальт, освободить от него человека.
- Научить личность существовать в моменте, в режиме «здесь и сейчас».
Почему избавиться от груза прошлого так важно? Накопившиеся незакрытые гештальты –это бомба замедленного действия и никогда не знаешь в каком направлении она рванет!
К примеру, женщина которая много лет назад развелась с мужем перемалывает в голове подробности их расставания, обдумывает что она сделала или сказала не так, анализирует как можно было повести себя по-другому, и чтобы из этого вышло.
Это занимает так много времени и сил, что их не остается на реальные дела в реальной жизни. Кроме того, она все еще связана с бывшим мужем, который про нее и думать забыл, и шансов найти новые отношения практически нет.
Или мужчину постоянно унижает его руководитель, а тот, боясь потерять доход, молчит и проглатывает унижения. Но обида, гнев копятся у него внутри и придет момент, когда они все равно выплеснутся, возможно, на жену и детей. А возможно приведут к тяжелой болезни.
Гештальт-терапевт на первом этапе лечения просит клиента проиграть диалог со значимым человеком , вернуться в незавершенную ситуацию. В ходе такого диалога отслеживаются эмоциональные реакции человека (это называется словом «феномены»).
Возврат к делам давно минувших дней может вызывать слезы, вегето-сосудистые реакции (становится красным лицо), дрожание рук. Этот момент является осознанием проблемы.
Окончательной целью лечения является создание целостной личности пациента. Человеку необходимо осознать свою проблему, прожить ее в настоящем времени «здесь и сейчас» и оформить гештальт.
Основные методы и техники
Сеансы терапии гештальт могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Индивидуальные чаще применяются для людей с посттравматическим расстройством (люди, побывавшие в «горячих точках», пережившие катастрофу, аварию и т.д.).
На личном сеансе осуществляется рассказ клиентом о том, что его тревожит, вносит в жизнь дискомфорт. Психолог учит клиента мыслить конструктивно, находить выход из проблемы.
Широко известна молитва основателя направления Ф. Перзла. Вот ее текст:
Я — это я. А ты — это ты.
- Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.
- А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими.
- Я есть я. А ты есть ты,
- Аминь.
- Рассмотрим основные методы и приемы лечения.
«Здесь и сейчас»
Основным словосочетанием в гештальт-терапии является «здесь и сейчас», человека учат проживать все эмоции в настоящем времени и заданных условиях. Психолог выслушает рассказ о прошлом, мечты и желания, нацеленные в будущее, но все эмоции анализируются в настоящем моменте и месте.
Речевые изменения
В ходе терапии человека учат перефразировать высказывания таким образом, чтобы:
- вопрос звучал как утверждение;
- утверждение было произнесено от имени самого человека.
К примеру, вопрос: «Почему ты меня не любишь?» следует заменить на утверждение «Я думаю, что ты меня не любишь». Так можно донести смысл своего переживания более четко и конкретно, сфокусироваться на сути проблемы.
Вопрос «почему» вообще у психологов не в почете, поскольку он несет агрессивный акцент и вынуждает того, кому задан априори считать себя виноватым и оправдываться.
«Верхняя и нижняя собаки»
Этот метод применяется в случае наличия у человека внутреннего конфликта двух противоположностей, расщепление сознания. Эти две части нужно собрать воедино для создания целостного образа.
Психолог предлагает вести диалог сначала от одной «собаки» — агрессивной, обвиняющей, а затем от второй – оправдывающейся и извиняющейся, т.е. побыть в «шкуре» каждой из сторон конфликта.
Сновидения
Изучение сновидений является ключевым момент в психоанализе. И хотя в гештальт-терапии не акцентируется работа с подсознательным, анализ снов помогает работе с проблемой клиента, поскольку из частичек снов можно составить целостный образ личности.
Ролевые игры
Распространенным методом являются ролевые игры, которые успешно применяются на коллективных сеансах гештальт-терапии. Человеку предлагается проиграть те или иные ситуации, выступить в определенной роли. Процесс игры позволяет высветить определенные черты личности и ее проблемы.
Упражнения гештальт-терапии: примеры
В рамках описанных методов гештальт-терапии применяются следующие упражнения.
Пустой стул
Перед человеком ставится стул, на котором никого нет. Психолог предлагает клиенту, обращаться к стулу так, будто на нем сидит человек и рассказать обо всех проблемах. Это помогает, во-первых, выпустить пар, поскольку на стуле никого нет и никого нельзя обидеть, а во-вторых, глубоко заглянуть в суть переживаний.
Недостающий человек
Это упражнение выполняется в одиночестве. Необходимо приготовить листок и ручку и записать на нем человека, которого не хватало в вашем прошлом (родители, бабушка, сестра, друг и т.д.). Это тот человек, который, по нашему мнению, мог бы сделать нашу жизнь лучше.
Далее нужно описать, каков бы был этот человек, чтобы вы могли вместе делать, как взаимодействовать, в чем бы вам стало легче и в прошлом, и сейчас.
Затем постарайтесь понять, произошла ли в вашей текущей жизни компенсация этого человека, есть ли ему замена в настоящем?
Упражнение позволит понять почему рядом с вами находятся те или иные люди и какие детские потребности у вас не удовлетворены.
Битье дивана
Если внутри давно сидит не вымещенная обида и злость на кого-то или что-то, психологи рекомендуют взять палку (другой тяжелый предмет) и побить диван, подушку или боксерскую грушу. Во-первых, так выйдет застарелый гнев, во-вторых, мы сможем ясно понять, что нам мешает жить.
Обучение гештальт-терапии
В нашей стране получить квалификацию гештальт–терапевта можно в 4 базовых заведениях с международными стандартами, три из которых находятся в г. Москва и один в Санкт-Петербурге.
Обучение будущих специалистов начинается с их отбора:
- выясняются мотивы обучения с целью избегания дальнейшего разочарования в профессии;
- отсеиваются претенденты с выраженной психопатологией.
В качестве первого базового образования предпочтение отдается медицинскому или педагогическому.
Обучение осуществляется от низшей (1) к высшей (3) ступени:
- На 1 этапе могут обучаться люди с образованием не ниже среднего, по окончании выдается сертификат. Преподаются основы терапии, введение в профессию.
- На 2 ступени обучаются прошедшие курсы первого этапа или имеющие средне-специальное и высшее образование. В заключение вручается также сертификат или удостоверение о профессиональной переподготовке.
- На 3 этапе предлагается выбор специализации (работе в группе, с детьми, другие узкие направления). Выдается сертификат международного стандарта.
Если все три этапа пройдены, то проводится трехлетнее обучение по направлению «супервизор в гештальт-подходе», «групповой ведущий». На 4 курсе обучение длится 3 года.
Отзывы пациентов
Об эффективности метода свидетельствуют отзывы клиентов, прошедших гештальт-терапию. Вот некоторые из них.
Анастасия, 28 лет
«Поняла, что при терапии важно трудиться самой. Нельзя ожидать от психолога, что он решит все мои проблемы. Откинуться в кресле и наслаждаться покоем не получилось, было очень страшно и больно, не физически, разумеется. Приходится выскребать изнутри все гадости и слезы, которые там накопились.
Постепенно появляются ответы, которые раньше не могла найти, что-то перестает волновать совсем, мучения, наверное, прекратятся. Хорошо, что научилась закрывать гештальты сама, поняла, что нужно делать».
Игорь, 37 лет
«Наступило какое-то озарение, понял, что в течение последних лет, просто забивал на себя и свою жизнь, катился по накатанной. Оказалось, что за себя нужно бороться, кто бы раньше подсказал как.
Столько лет прожил чужими ожиданиями в надежде на признание и похвалу. Кто сам, чего хочу, давно забыл. Собственные эмоции давно заглохли, никакого чувственного опыта поэтому и не было.
Оказалось, мужчина имеет право на эмоции, и вообще только они могут привести к тому, чтобы понять свои потребности желания. Вот так. Это пипец, как я жил, ни о чем.
Труд большой, конечно, психолог только направляет, думать надо много, зато когда приходит осознание, понимаешь что тебе делать дальше. А жить в текущем моменте, это вообще круто!».
Отзывы людей разного возраста и пола, но общее у них одно: гештальт терапия – это труд двоих людей (клиента и врача), а ее результат – путь к себе истинному.
Смотреть видео
Источник: https://PsyLogik.ru/106-geshtalt-terapija.html