Социальная, психологическая, медицинская реабилитация наркозависимых: виды, программы, проблемы, этапы

Медицинская реабилитация является комплексом профилактических и лечебных мероприятий, направленных на максимально возможное и быстрое восстановление тех способностей пациента, которые были утрачены им в результате болезни.

Медицинская реабилитация играет весьма важную роль. Особенно это можно сказать о сфере нейрохирургии, где пациенту после серьезнейшего заболевания приходится восстанавливать даже самые простые насущные способности и навыки.

Медицинская реабилитация необходима выздоравливающему человеку для восстановления его мышечной силы, а также предупреждения возникновения осложнений или повторного заболевания.

Социальная, психологическая, медицинская реабилитация наркозависимых: виды, программы, проблемы, этапыКонечно, современная медицина применяет новейшие технологии, а также мастерство и опыт специалистов, позволяющих спасти самое дорогое для человека – его жизнь. Однако стоит понимать, что даже самая качественная и ювелирная работа врача-хирурга не способна полностью восстановить прежнее состояние пациента. Для этого и существует система медицинской реабилитации.

Определение понятия

Термин «реабилитация» имеет латинское происхождение. Он составлен из двух слов — re, что означает восстановление, и habilis — способность. В целом данный термин переводится как восстановление способности (или свойств).

Роль медицинской реабилитации заключается в восстановлении здоровья пациента, его функционального состояния, а также работоспособности организма, нарушенной травмами, болезнями, социальными, химическими или физическими факторами.

То определение, которое дает этому понятию Всемирная организация здравоохранения, весьма близко к основной функции данного комплекса мероприятий.

ВОЗ представляет реабилитацию как процесс, который направлен на предоставление помощи инвалидам и больным, который необходим для достижения такими пациентами возможной психической, физической социальной, экономической и профессиональной полноценности. Такое определение достаточно полно отражает комплексный характер принимаемых мер.

Лечебное направление

Медицинская реабилитация призвана восстановить здоровье пациента с помощью использования разнообразных средств. Эти мероприятия признаются лечебным аспектом этой деятельности.

Целью данного комплекса мер является максимально возможное восстановление тех физиологических функций организма, которые были нарушены в результате болезни. Порой при некоторых тяжелых патологиях эта задача становится невыполнимой.

В таких случаях требуется развить компенсаторные и заместительные функции организма.

Социальная, психологическая, медицинская реабилитация наркозависимых: виды, программы, проблемы, этапыВ комплекс мер, применяемых медицинской реабилитацией, входят:

  • — хирургическое и консервативное лечение;- медикаментозная терапия;- лечебное питание;- бальнео- и климатотерапия;- лечебная физкультура;
  • — физиотерапия и другие методы, используемые не только стационарно, но и амбулаторно.
  • Все медицинские мероприятия являются обязательной составляющей реабилитации.

Психотерапевтический аспект

После перенесенной болезни для больного важна коррекция его психического состояния.

Кроме того, требуется сформировать у человека рациональное отношение к процессу лечения, к врачебным рекомендациям, а также к выполнению в полном комплексе всех реабилитационных мероприятий.

Для этого важно создать все условия, которые позволили бы больным успешно пройти психологическую адаптацию к той жизненной ситуации, которая сложилась у них после перенесенной болезни.

Профессиональный аспект

Реабилитация инвалидов потребует разрешения вопросов об их трудоустройстве и определении трудоспособности. При необходимости возможно профессиональное переобучение или обучение.

Данный вид реабилитации предусматривает применение комплекса мер, призванных восстановить теоретические знания и практические навыки по основной специальности, доведя их до уровня навыков и знаний, требуемых для осуществления уже освоенной человеком профессиональной деятельности.

Социально-экономический аспект

Больному, пострадавшему от тяжелой болезни, необходимо вернуть экономическую независимость. Это позволит пациенту чувствовать себя социально полноценной личностью.

Подобная реабилитация является восстановлением, а в случае невозможности — созданием нового положения в семье и коллективе, которое приемлемо для конкретного человека. Подобные задачи призваны решать не только учреждения здравоохранения, но и организации соцобеспечения.

Комплексный подход

Исходя из всего вышесказанного, становится понятно, что медицинская реабилитация представляет собой многогранный процесс, направленный на восстановление здоровья пациента, а также его реинтеграцию в социальную и трудовую жизнь.

Она является не только комплексом упражнений, которые рекомендует врач своему больному при выписке, а также не просто курсом физиотерапии, проводимым в конце периода, проводимого в стационаре. Под реабилитацией понимают целый комплекс мероприятий, который осуществляется врачами различных сфер.

Это массажисты и физиотерапевты, психологи и трудотерапевты, логопеды и т.д.

Социальная, психологическая, медицинская реабилитация наркозависимых: виды, программы, проблемы, этапыСтоит иметь в виду, что выздоровление пациента после перенесенной болезни и его реабилитация являются понятиями совсем разными. Ведь кроме устранения патологии человеку важно восстановить социальный статус и работоспособность. Другими словами, вернуть его к полноценной жизни не только в обществе, но и в семье, а также предотвратить вероятность рецидива.

Именно поэтому медицинская реабилитация является столь многогранным термином, под которым понимают восстановление психологического и физического статуса людей, утративших свои способности в результате травмы или тяжелого заболевания.

Индивидуальный подход

Сегодняшнее состояние сферы здравоохранения позволяет проводить мероприятия, входящие в комплекс мер по реабилитации пациента дозировано. При этом для каждого конкретного человека может быть задана разная скорость и интенсивность занятий.

Индивидуальная программа реабилитации заключается в назначении определенных упражнений. Например, после нейрохирургических операций они должны быть направлены на восстановление движений.

В случаях нарушения речи пациентами занимается логопед, словно уча их заново говорить. При наличии у человека определенной специальности восстановить навыки больному помогает трудотерапевт.

Порой врачу приходится помогать человеку приобретать другие профессиональные способности, которые наиболее всего для него подходят.

Таким образом, индивидуальная программа реабилитации, включающая в себя целый комплекс мер, позволяет пациенту восстановиться не частично, а полностью. Это дает ему возможность стать полноценным членом общества.

Виды реабилитации

Комплексные мероприятия по восстановлению пациентов в зависимости от области их применения, классифицируются на следующие:

1. Ортопедические. Их проводят после травм, а также хирургических вмешательств по поводу патологий костно-мышечной системы, переломов, при нарушениях осанки и пороках развития позвоночного столба.

Социальная, психологическая, медицинская реабилитация наркозависимых: виды, программы, проблемы, этапы2. Нейрохирургические и неврологические. Это весьма серьезные виды реабилитации, в проведении которых задействованы различные специалисты – физиотерапевты и неврологи, психиатры и психологи, трудотерапевты, логопеды и прочие. Подобная реабилитация имеет место после травм и хирургического вмешательства в области нервной системы, при параличах, парезах и инсультах,

3. Кардиологические. Подобная реабилитация проводится после перенесенного пациентом острого инфаркта, а также при патологиях сосудов и сердца.

Показания к проведению восстановительных мероприятий

  1. Реабилитация инвалидов и пациентов, перенесших тяжелые заболевания, призвана:
  2. — ускорить регенерацию мышц при их атрофии, связанной с длительной гиподинамией, что позволит дать силу и тонус конечности;- восстановить после переломов полный объем движений в суставах;- ускорить регенерацию хрящевой ткани;- улучшить трофику тканей различных органов и костей;- увеличить подвижность в случае спаек в брюшной полости после полостного хирургического вмешательства; — повысить общий тонус больного и улучшить его психоэмоциональное состояние;- снять боли и отеки, возникшие после травм суставов;
  3. — восстановить физическую активность, утерянную в результате инсульта, параличей и парезов, а также растяжений, ушибов, переломов и травм.

Стоит иметь в виду, что существующие на сегодняшний день средства медицинской реабилитации призваны стимулировать собственные возможности организма больного. Так, современная аппаратура и физические упражнения позволяют стимулировать общий и местный иммунитет, ускорить регенерирующие процессы в тканях, а также восстановить лимфо- и кровообращение.

Основные этапы

В медицинской реабилитации различают два периода. Это больничный и послебольничный. При этом существуют следующие этапы медицинской реабилитации:

1. Стационарный, или больничный. Он начинается непосредственно в учреждении здравоохранения. Здесь больному после установления диагноза врач назначает индивидуальную программу. Она включает в себя хирургические или терапевтические методы лечения.

Цель этой программы реабилитации заключается в ликвидации или уменьшения активности имеющегося патологического процесса, а также в принятии мер по предупреждению осложнений и развития постоянных или временных компенсаций для возобновления функций систем или органов, которые поражены недугом.

При этом рассматривается и вопрос о постепенном физическом восстановлении пациента. На данном этапе используются специально разработанные упражнения, лечебный массаж, различные средства физиотерапии, а также некоторые элементы трудотерапии.

По окончании данного периода проводится контроль состояния пациента, что позволяет провести дальнейшую коррекцию восстановительных мероприятий.

2. Поликлинический, или санаторно-реабилитационный. Данный этап начинается после того, как пациента выписали из стационара. Больные направляются в учреждения медицинской реабилитации (санатории, центры) или проходят необходимый курс в поликлинике.

На данном этапе врачом используется весь спектр средств, способствующих восстановлению физических функций. Также проводится подготовка пациента к трудовой деятельности. Инвалиды на данном этапе овладевают специальными устройствами, необходимыми для самообслуживания. После завершения второго этапа пациент подлежит всестороннему обследованию.

В результате специалисты дают заключение относительно функциональных возможностей больного и готовности его к труду. После этого человек либо возвращается к своему рабочему месту, либо трудоустраиваться по той специальности, которая требует меньших физических и психических нагрузок.

В тех случаях, когда остаточные анатомические дефекты и функциональные нарушения все еще остаются значительными, пациенту предлагается переквалификация.

3. Диспансерный. После того как пройдены описанные выше этапы медицинской реабилитации, учреждением здравоохранения по месту жительства устанавливается контроль над пациентом. Основная цель подобного мероприятия состоит в поддержке больного, а также в способствовании улучшения его физического самочувствия и работоспособности в течение всей жизни.

Используемые методы и способы реабилитации

Меры, принимаемые для восстановления утраченных функций организма, применяются в зависимости от перенесенного заболевания. На сегодняшний день существуют следующие методы медицинской реабилитации:

Читайте также:  Цитологическое исследование: виды процедуры, показания и противопоказания к применению, подготовка, цена

Социальная, психологическая, медицинская реабилитация наркозависимых: виды, программы, проблемы, этапы1. Кинезитерапия. Это метод, позволяющий использовать в реабилитации движения. Кинезитерапия является лечебной физкультурой. В этом случае тесное взаимодействие находят медицинская реабилитация и спортивная медицина. Ведь кинезитерапию назначают в случаях различных нарушений функций опорно-двигательного аппарата.

Данный метод хорошо зарекомендовал себя при артрозе и ревматизме, травмах позвоночника и статическом параличе. Благодаря изометрическим упражнениям решается проблема с атрофией мышц, возникшая вследствие патологий двигательного аппарата. Основная цель данного метода заключается в том, чтобы приостановить прогрессирование существующего заболевания.

Если больной будет направлен в центр медицинской реабилитации, то ему непременно будет назначено подобное лечение. При этом специалисты учреждения подберут наиболее подходящие для конкретного человека упражнения, которые позволят восстановить подвижность больного сустава, а также обучат им. Позже пациент сможет выполнять все эти задания самостоятельно.

2. Физиотерапия. Данный метод реабилитационных мероприятий представляет собой лечение патологий с применением инфракрасных лучей и света, электрического тока и тепла. Все это позволяет значительно ускорить процесс восстановления.

К физиотерапевтическим методам относят массаж, а также водные процедуры, проводимые в ваннах с лекарственными веществами и массажным душем. Достаточно хороший эффект позволяют получить и грязевые ванны.

Все эти и многие другие процедуры в необходимом объеме предоставляет Центр медицинской реабилитации.

Основным преимуществом физиотерапевтических методов является отсутствие использования медикаментов. Следовательно, пациент не рискует получить лекарственную зависимость, аллергическую реакцию и множество побочных эффектов.

3. Ежедневный труд.

Некоторые пациенты, которым требуется реабилитация, порой вынуждены учить заново некоторые движения, ведь порой они не в состоянии использовать для своих нужд даже самые обычные предметы домашнего обихода.

В таких случаях с больными проводит работу специалист по социально-трудовой адаптации. Он показывает пациенту, каким образом тот может самостоятельно готовить еду, питаться и работать.

Социальная, психологическая, медицинская реабилитация наркозависимых: виды, программы, проблемы, этапы4. Речевая терапия. После инсультов, черепно-мозговых травм, менингита и прочих заболеваний может произойти частичное нарушение речи и памяти. И здесь больным не обойтись без логопеда. Помощь этого специалиста понадобится и пациентам с удаленной гортанью. Их обучают языку жестов.

5. Помощь психолога. Она особенно нужна в тех случаях, когда требуется медицинская реабилитация наркозависимых и алкоголиков. Проблема таких пациентов связана с болезненным влечением, а желание выздороветь, как правило, отсутствует.

Медицинская реабилитация наркозависимых и алкоголиков требует установления строгого контроля над ними. В противном случае возможно быстрое прогрессирование заболевания. Консультации психологов в таких случаях требуются не только тем, кто страдает от пагубной зависимости. Нужны они и членам их семей.

6. Восстановление после несчастных случаев. Это трудовая реабилитация. Ее проводят после несчастного случая или при возникновении профессионального заболевания.

7. Профилактический курс. Реабилитационные медицинские центры используют достаточно обширный спектр методов лечения. Это могут быть ингаляции, минеральные ванны и т.д.

Хороший эффект по восстановлению организма позволяет получить мануальная терапия. Эта процедура является не чем иным, как массажем.

При проведении специалистом манипуляций улучшается трофика тканей, восстанавливается или увеличивается объем движений суставов. Массаж позволяет вести борьбу с контрактурами, укрепить мышцы тела.

Социальная, психологическая, медицинская реабилитация наркозависимых: виды, программы, проблемы, этапыЧто касается маленьких пациентов, то педиатры направляют их в детский центр медицинской реабилитации. В подобных учреждениях работают опытные и квалифицированные специалисты, позволяющие восстановить здоровье маленьких граждан нашей страны.

Источник: https://www.syl.ru/article/322866/meditsinskaya-reabilitatsiya-vidyi-i-metodyi-individualnaya-programma-reabilitatsii-meditsinskaya-reabilitatsiya-narkozavisimyih

Системный подход к психологической реабилитации

Клинический психолог Наталья Игоревна Зенцова в большинстве своих научных работ занимается вопросами повышения качества психологической реабилитации наркозависимых.

Работа с наркозависимыми и реабилитационными центрами для неё — одно из основных направлений деятельности.

Предлагаем вам кратко ознакомиться с некоторыми научными взглядами психолога и выводами, сделанными на основе статистических исследований, а также узнать что такое системный подход к психологической реабилитации.

Учитывая степень распространения такого заболевания как наркомания в России, можно говорить об актуальности проблемы повышения качества диагностики, лечения и реабилитации людей, страдающих аддиктивными расстройствами.

В России наблюдается напряжённая наркологическая ситуация, динамика которой очень велика.

Специализированные службы оказываются на деле не готовы к эффективному решению задач психологической и социальной реабилитации наркозависимых как в стационарах, так и амбулаторно.

Традиционный подход

В данный момент достаточно разработана и широко применяется медикаментозная терапия острых состояний: синдрома отмены (абстиненции), психотических расстройств, связанных с зависимостью, ярко выраженной тяги к ПАВ. Делается это, как правило, с помощью детоксикации и лечения постабстинентных расстройств. Так же используется поддерживающее симптоматическое лечение против рецидивов.

Однако, параллельно с этим необходимо развивать методы психологической диагностики, коррекции и реабилитации.

Наркозависимость распространяется слишком быстро и масштабно, чтобы ограничиваться только старыми методами лечения.

В наркологии сегодняшнего дня достаточно выражено именно реабилитационное направление, хотя на данный момент оно нуждается в систематизации, выделении ключевых точек процесса и их научном обосновании.

Системный подход. Что говорит современная психология о реабилитации?

Современная психология использует два метода исследования процессов реабилитации: качественный и количественный. Но практически все современные исследования используют системный подход, рассматривая процесс реабилитации как целостный комплекс.

Реабилитацию можно назвать попыткой выбраться из хаоса болезни-зависимости, используя внутренний реабилитационный потенциал выздоравливающего и направляя его на восстановление биологических и психических свойств, социальных связей.

Это полисистемный процесс, проходящий на разных уровнях, где участниками являются сам пациент, врач, окружение.

В последние годы системный подход, в целом, возобладал в психологии и в наркологии. За годы использования реабилитационных процессов, стало ясно, что большую эффективность при лечении наркозависимости имеет гуманистический подход, который развивает потенциал реабилитанта, учитывая индивидуальные особенности, а так же его жизненную среду.

Синергетический подход в реабилитации

Синергетический подход рассматривает реабилитацию как самоорганизующуюся систему, где все части взаимосвязаны. Данный подход является наиболее гибким.

Он позволяет учитывать при лечении и реабилитации не только индивидуальные особенности зависимого, а так же влияние на него систем, частью которых он сейчас является (РЦ, семья и другие) и систем, с которыми он взаимодействует (психологи, врачи, пациенты).

Этап психологической реабилитации наркозависимых является важнейшей составляющей процесса излечения, который применяет и медицинские, и психологические, и социальные методы.

Процесс реабилитации нельзя свести только к психотерапевтическим техникам, но без них трудно достичь конечного результата — полного избавления от зависимости.

Опыт многолетней практики в мировой наркологии позволяет говорить о необходимости подбора различных методов и психотехник для работы с разными типами личностей.

О чём пишет наталья зенцова

На сегодняшний день ощутимую проблему представляет то, что для процесса реабилитации так и не выработано единых стандартов, касающихся психодиагностики пациентов, оптимизации взаимодействий всех участников процесса.

Если говорить конкретно, то в реабилитационных центрах не разделены полномочия между специалистами, специалистами и руководителями.

Это затрудняет рабочие процессы, а так же на психологическом уровне возникает проблема ролевой неопределённости.

Наталья Игоревна в своих научных работах обосновывает принципы, по которым, на её взгляд, должно строиться взаимодействие участников процесса реабилитации. Так же в них затрагиваются вопросы использования инновационных технологий психологии в работе с наркозависимыми.

Психолог считает, что уже на этапе диагностики необходимо определять реабилитационные возможности пациента и его потребности в определённых методах и техниках реабилитации.

Достаточная и достоверная психодиагностическая информация даёт возможность повысить мотивацию пациента.

Что влияет на эффективность реабилитации наркозависимых?

При прохождении грамотно подобранного курса реабилитации у зависимого снижаются мотивы к потреблению ПАВ, уровень макиавеллизма, человек отказывается от рефлексии, которая является непродуктивной стратегией поведения, выздоравливающий перестаёт концентрироваться только на настоящем и прошлом, больше смотрит в будущее. Кроме этого, человек обретает смысл жизни, повышается уровень самоконтроля, улучшается его психическое и физическое здоровье.

Но не все зависит от работы специалистов и качества программы реабилитации. Есть факторы, которые изначально влияют на эффективность процесса.

Так, например, признание проблемы заболевания, желание её решить, наличие конкретных негативных событий, сработавших как пусковой механизм, наличие работы и семьи до поступления в РЦ дают больше шансов на успех, чем другие случаи.

Потому что неоднократные рецидивы, отрицание зависимости, стремление сохранить былое общение, наличие проблем с законодательством, негативный эмоциональный фон создают более пессимистичную картину развития событий.

Какую реабилитационную программу можно считать эффективной?

Основными критериями эффективности программы реабилитации будут такие:

  • Удержание в программе (дошёл ли реабилитант до конца).
  • Полный отказ излечившегося от психоактивных веществ (включая курение) на срок от 6 месяцев.
  • Пациент обретает адекватную самооценку: себя, своей болезни, эффективности своей трудовой и учебной деятельности.
  • Бывший зависимый научается содержательно проводить досуг без приёма ПАВ.
  • У человека активируются позитивные взгляды на жизнь, он становится менее эгоцентричен и занимает активную жизненную позицию.
  • Участие в волонтёрском движении для помощи зависимым, приобретение новых профессиональных навыков, расширение круга знакомых.

Так человек, некогда утративший ценности жизни, либо получивший некую их деформацию, потерявший смысл существавания с помощью правильно подобранной психотерапии на этапе реабилитации способен полностью восстановить свою ценностно-смысловую сферу, что практически исключает рецидивы из-за провоцирующих воздействий.

Источник: https://narko-konsult.ru/sistemnyj-podxod-k-psixologicheskoj-reabilitacii/

Программа социально-психологической реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией в отделении медико-социальной реабилитации

Тарасова М.В. Медицинский психолог ГУЗНО НОНД.
Нелидов А.Л. Кандидат медицинских наук, доцент НФИБП,
заведующий подростковым диспансерным отделением № 2 ГУЗНО НБ

Читайте также:  Специфическая, сублингвальная и адоптивная иммунотерапия при онкологии в россии: отзывы лечения рака

ОПУБЛИКОВАНО:
Современная психология в экономике, политике и социальной сфере: материалы III межрегиональной научно-практической конференции, 23-24 апреля 2008 года /Нижегор.фил.Ин-та бизнеса и политики. – Нижний Новгород: НФ ИБП, 2008. 179-186

Организация реабилитационных отделений в составе наркологической службы является «молодым» (2,5 года) и принципиально новым направлением ее работы, сочетая медицинские, психологические и социальные технологии.

Реабилитационное отделение ГУЗНО НОНД рассчитано на одновременное пребывание в нем до 30 больных алкоголизмом или наркоманией (с 15 лет, мужского пола) в течение 6-12 месяцев; помещение в отделение – добровольное, режим – стационарный; фоном для реабилитации служит терапия психопатологических расстройств (невротических, психопатических, органических). Перед поступлением пациенты должны достичь ремиссии (трезвости) на амбулаторном или стационарном лечении и иметь первоначальную установку на данный вид помощи. В случае рецидивов в реабилитационном отделении пациенты переводятся на амбулаторное или стационарное лечение. Обязательно участие родственников в занятиях, проводимых параллельно с излагаемой ниже программой реабилитации.

Стратегия реабилитации наркологических больных состоит в том, чтобы восстановить их функционирование как личностей одновременно в нескольких ключевых сферах – смысловой, эмоциональной, в сфере защит, поведенческой. В совокупности это должно обеспечить им далее успешное развитие в семейной жизни и трудовой деятельности.

Методической основой для построения программы реабилитации послужили представления о ее структуре, этапах и социально-психологических технологиях (Ю.Н. Филиппов, Н.К. Гусева, А.Л. Нелидов).

Был изучен опыт действующих реабилитационных центров: реабилитационных центров Государственного НИИ наркологии г. Москва, социального реабилитационного центра Юго-Восточного административного округа г.

Москвы, негосударственного реабилитационного центра в г. Подольске и др.

Этапы (модули) предлагаемой программы решают задачи последовательного развития механизмов (новообразований) личности и занимают все время пребывания пациентов в отделении; кратко представим их цели. Модуль 1: Мотивационный.

Цели: — формирование мотивации на прекращение зависимости и на эффективное социально-психологическое развитие; — формирование начальных знаний и навыков в области противодействия зависимости. Модуль 2: Личностный.

Цели: — анализ, осознание и развитие личностных ресурсов преодоления зависимости; — формирование и развитие личностных качеств; — развитие адаптивных стратегий поведения и начальных навыков психологической защиты личности. Модуль 3: Эмоциональный.

Цели: — понимание эмоционального компонента зависимости; — развитие саморегуляции чувств и поведения; — формирование навыков объективной оценки проблемной ситуации и обучение навыкам преодоления стрессов. Модуль 4: Коммуникативный.

Цели: — развитие навыков общения и эмпатии; — обучения навыкам противостояния групповому давлению; — формирование навыков принимать и оказывать поддержку; — обучение навыкам отстаивания собственного мнения, поиска сотрудничества и компромиссов, выхода из конфликтов. Модуль 5: Социальная реабилитация. Цели: — формирование мотивации на эффективное социально-психологическое развитие; — социальная адаптация; — адекватная психологическая адаптация к требованиям социальной среды.

Занятия с пациентами проводились в полуоткрытых группах в 8-12 человек и интегрировали технологии групповой психотерапии, интенсивного социально-психологического тренинга (И. Ялом; К. Рудестам; А.Л.

Нелидов, 2004,1), включая и применение интенсивных творческих, игровых и драматических технологий (А.Л. Нелидов, 2004,2; Т.А. Попова, А.Л. Нелидов, 2006), а также – технологий курса «Терапия кризисных ситуаций» (М. Будлонг с соавт.

, 1999; А.Л. Нелидов, 1999).

Занятия имели стандартную структуру, организующую зону ближайшего развития личности пациентов – на протяжении самого занятия и времени до следующего занятия (1-3 суток); представим эту структуру. 1.

Приветствие, отчет о позитивных изменениях – о самочувствии и о выполнении «домашнего задания» (сформулированного на основе предыдущего занятия), взаимная позитивная поддержка в связи с полученной друг от друга помощью. 2. Упражнения, развивающие знания о проблеме. 3.

Упражнения на развитие самосознания с обратной связью. 4. Психодраматические, гештальт-, игровые упражнения с обратной связью. 5. Упражнение на формирование смыслов (на основе философских притч из позитивной психотерапии Н. Пезешкиана). 6.

Подведение итогов занятия и формулирование пациентами для себя психологических «домашних заданий». Ниже представим, в рамках стандартной структуры, специфическое содержание занятий, соответствующее каждому модулю.

Модуль 1: Мотивационный. Занятие 1. Представление программы реабилитации. Групповые нормы и правила. Дискуссия: Что мне поможет принять участие в данной программе. Самоанализ: Что я хочу изменить в себе и чему научиться (мои ожидания). Драматическое упражнение (наша разработка) «Гора жизни».

Групповая дискуссия: Что и кто мне может помочь в выздоровлении; принятие ответственности за выздоровление. Притча «Глоток воздуха». Занятие 2. Драматическое упражнение (наша разработка) «Узел проблем». «Миф и реальность в алкоголе и наркотике» обсуждение существующих мифов алкоголизма и наркомании. Мозговой штурм «Жизненные ценности».

Притча «2 стрелы». Занятие 3: Мои успешные дела. Теоретический блок: «Зависимость. Причины возникновения зависимости». Альтернативы употребления ПАВ, как способа получения удовольствия и развития личности. Притча «Бабочка». Занятие 4: Упражнение: 3 положительных и 1 любимое отрицательное качество.

Драматическое упражнение (наша разработка) «Мир – Война – Мир». Притча «Гвозди». Занятие 5: Самоотчеты: Что хорошего произошло за период моей трезвости. Моя семья в будущем (на основе проективного рисунка). Игровое упражнение: «Я проснулся свободными от зависимости и моя жизнь в ближайшие недели».

Драматическое упражнение с проективным рисунком «Если бы я был Богом». Притча: «Вставай». Занятие 6: Драматическая дискуссия (наша разработка) «Что я потерял из-за своей зависимости и что еще не поздно вернуть» (участники записывают потери и возможные обретения на стиккерах, наклеивают их на общую доску).

Драматическое упражнение «Мои дела при условии: я умру через 3 месяца, через месяц, через 1 день». Проективный рисунок «Мой негатив» (наша разработка). Притча: «Два монаха». Занятие 7: Теоретический материал «Механизмы развития и выздоровления – наша ответственность». Упражнение «Копилка радости». Притча: «Жители города».

Занятие 8: Занятие с волонтером из общественной организации. Занятие 9: Просмотр драматического профилактического фильма и групповая дискуссия. Подведение итогов мотивационного блока, работа с «узелками на память».

Модуль 2: Личностный. Занятие 1: Упражнение на самопринятие «Чем я себе нравлюсь». Теоретическое занятие «Личность: структура и развитие». Упражнение на самоанализ «Кто я?» (применялась методика исследования содержательных характеристик идентичности/самосознания: М.Кун и Т. Макпартленд, в модификации Т.В.

Румянцевой; нами разработана система обсуждения с пациентами результатов данного исследования). Упражнение «Мы такие разные» (наша разработка). Притча: «Лягушки». Занятие 2: Упражнение: «Мои лучшие поступки в жизни». Теоретический блок: «Границы личности».

Проективные драматические рисунки «Я реальный, я идеальный, я в глазах окружающих» и групповая дискуссия. Упражнение «Защити свои границы». Упражнение «Оставь себе – отдай другому» (наша разработка). Драматическое упражнение «Горячий и золотой стул». Притча «Наберись смелости – сделай попытку».

Занятие 3: Упражнение «Чем мне нравится сосед справа». Исповедь и ее анализ: в парах рассказать друг другу и первом употреблении, развитии зависимости, об опыте преодоления, о рецидивах и т.д. Драматический проективный рисунок «Я и мир вокруг меня». Притча «Лягушка в колее».

Занятие 4: Теоретическое занятие: «Зависимость, как деструктивный способ защиты личности». Мозговой штурм: «Конструктивные способы защиты, приемлемые для меня». Упражнение «Что для меня счастье». Притча: «Счастье». Занятие 5: Упражнение 7 моих положительных качеств. Теоретическое занятие: «Отношение к себе.

Личностный рост. Ценность личности». Упражнение «Ценность моей личности». Игровое драматическое упражнение «Я проснулся свободным от зависимости». Притча: «Нельзя украсть луну». Занятие 6: Мозговой штурм: «Из кого состоит моя личность». Упражнение гештальттерапии «Круг моих субличностей. Работа с субличностями».

Метафорический рисунок «Структура личности». Притча: «Крестьянин и лиса». Занятие 7: Проективный рисунок «Автопортрет». Проективный групповой рисунок: «Портрет группы». Упражнение «Что дарит мне радость». Притча: «Как обезьяны демонстрируют основные понятия о человеке». Занятие 8: Упражнение «Мой маршрут успеха».

Драматический проективный рисунок с дискуссией «Я через год, через 5 лет, через 10 лет». Драматическое сочинение: «рассказ о моей жизни». Притча «Лавка возможностей». Подведение итогов блока. Работа с «узелками на память».

Модуль 3: Эмоциональный. Занятие 1: Самоотчеты: мои успешные дела. Теоретическое занятие: «Чувства. Анализ собственных состояний». Гешталь-упражнение «Я сегодня. Я в данный момент». Проективный рисунок: «Моя тревога» (наша разработка). Притча: «О смерти». Занятие 2: Упражнение «Я успешный психотерапевт» (наша разработка).

Теоретическое занятие: «Понятие стресса. Проблемо-разрешающее поведение». Упражнение «Копилка выходов из стрессовых ситуаций». Упражнение «Передай маску и распознай ее» (наша разработка). Притча: «О мудрости». Занятие 3: Упражнение на взаимное принятие: «Чем я лучше соседа справа и хуже соседа слева» (наша разработка). Теоретическое занятие: «Психология ощущений и переживаний».

Упражнение «Оцени свои ощущения за день по 10-ти бальной шкале, определи их происхождение». Драматическое упражнение «7 негативных ситуаций, связанных с употреблением алкоголя и наркотиков». Притча: «Огранка алмаза». Занятие 4: Групповая психодрама: «Зависимость». Драматическое упражнение «Я умру через 3 месяца, месяц, 1 день – что успеть сделать?».

Упражнение «5 моих главных стрессов». Метафорическое гештальт-упражнение «На что похоже мое настроение (форма, цвет, запах и т.д.) и как я его меняю». Притча: «Ослик». Занятие 5: Теоретическое занятие: «Психология эмоций». График эмоционального баланса за сегодняшний день. Упражнения «Распознавание эмоций (по карточкам)» и «Оценка последствий стрессовых ситуаций».

Читайте также:  Фитодерматит (луговой, лесной, джунглевый): лечение, симптомы, фото

Притча: «Прогулка мудреца». Подведение итогов блока. Работа с «узелками на память».

Модуль 4: Коммуникативный. Занятие 1: Упражнение: «За что я благодарен сегодняшнему дню». Теоретическое занятие: «Человек как социальное существо. Общение. Формирование навыков общения». Упражнения «Уговорить и отказаться» и «Как сказать НЕТ!» (наши разработки). Притча «Рыбачки и цветы».

Занятие 2: Упражнения «Мои успешные дела» и «Что порадовало, что огорчило». Теоретическое занятие: «Конфликты и выходы из них». Упражнение «Мои выходы из конфликтных ситуаций». Притча «Сад». Занятие 3: Упражнение «Я, желающий добра». Теоретическое занятие «Эмпатия».

Тренинг «Формирование навыков эмпатии (работа по карточкам)» (наша разработка). Притча «Секрет счастья». Занятие 4: Упражнение «Скажи другому комплимент». Теоретическое занятие «Проблемы межполового общения». Ролевой тренинг выхода из межполовых конфликтов. Притча: «Слепые и слон».

Занятие 5: Теоретическое занятие «Групповое давление и принятие собственного решения». Ролевая игра по карточкам: «Найди компромисс, начни сотрудничество». Притча: «Цель».

Модуль 5: Социальная реабилитация. Занятие 1: Упражнение «Мои успешные дела». Теоретическое занятие «Человек как социальное существо». Презентация: «Я в социуме». Упражнение «Мой оптимальный распорядок дня». Притча: «Три бабочки». Занятие 2: Упражнение «Моя занятость за прошедшую неделю». Теоретическое занятие: «Семья как единый организм.

Понятие здоровой семьи и ее отличие от дисфункциональной». Презентация: «Моя семья». Драматическое упражнение «Какой я вижу свою семью в будущем». Притча «Красавица». Занятие 3: Драматическое упражнение «Мир – Война – Мир». Упражнения «Что я умею, чем могу заниматься» и «Что (кто) мне в жизни помогает». Список действий на месяц. Притча «Стрела».

Занятие 4: Драматическое упражнение «Моя новая жизнь» (наша разработка). Упражнения «Как я могу улучшить отношения в семье» и «Что я могу сделать для улучшения материального благополучия». Психоаналитическое упражнение «Ранние воспоминания» (позитивные варианты» и анализ позитивной роли родителей).

Релаксация: «Путешествие в страну детства»; «Путешествие в страну зрелости». Притча «Следы на песке».

Представленная программа реабилитации не охватывает всех аспектов и механизмов выздоровления от синдрома зависимости; вместе с тем она показывает и свою определенную эффективность.

Так, программа позволяет удерживать в реабилитационном центре до 70% пациентов, проходящих ее; в условиях же спонтанной реабилитации (вне реабилитационного отделения) число пациентов (семей), прерывающих контакты с наркологами и психологами уже после первого квартала терапии, доходит до 80%. Пациенты, проходящие данную программу, достоверно реже дают рецидивы зависимости.
Авторы отдают себе отчёт в том, что данная программа нуждается в совершенствовании в отношении ее связи с учебной и трудовой деятельностью пациентов, с семейной психотерапией; она должна быть дифференцирована в зависимости от психических нарушений у пациентов на момент их поступления на реабилитацию.

Вместе с тем, данная программа может быть представлена как первый шаг в развитии реабилитации в наркологической службе области.

Скачать статью

Источник: http://nond-nn.ru/programma-socialno-psihologicheskoi-reabilitacii/

Реабилитация наркозависимых

Избавление человека от физической зависимости от наркотика — это только первый шаг при лечении наркомании.

Дело в том, что помимо физических болей, у зависимого человека остается искажённый опыт о культуре человеческих взаимоотношений, социальных норм, необходимых для эффективного взаимодействия с людьми, ролей, видов деятельности, опыта общения.

Многолетняя практика показывает, что одними медицинскими средствами с наркоманией не справиться. Наркомания не обычная болезнь — это состояние, которое изменяет всю личность целиком. Вот поэтому должны применяться комплексно и медицинские, и воспитательные меры.

Для эффективной реабилитации необходимо научить человека жить без наркотика, найти способы самореализации, приобрести опыт решения проблем.

Для более эффективного воздействия на больного, лечение и социальная реабилитация наркоманов должна проводиться в учреждениях закрытого типа и в течение длительного периода времени.

При этом они должны строиться на неукоснительном соблюдении следующих принципов:

Максимальная индивидуализация реабилитационных технологий: первая ступень — определение индивидуальных условий прохождения курса лечения и реабилитации каждого наркомана (стационарные, полустационарные или амбулаторные программы), клинических особенностей заболевания, социальных осложнений, вызванных употреблением героина, определение особенностей структуры личности, микросоциального окружения зависимого. Вторая ступень — анализ собранной информации, составление индивидуального профиля каждого

наркомана и включение его в подходящую для него программу ребилитации.

Комплексный подход к лечению и реабилитации. Наркологические заболевания у каждого конкретного зависимого состоят из одних и тех же составляющих (биологические и социально-психологические), но удельный вес этих составляющих различен.

Одни больные — с биологической предрасположенностью к наркотической зависимости, а другие втягиваются в процесс злоупотребления под влиянием среды, то есть на первом месте у них стоят социально-психологические факторы.

Но, тем не менее, независимо от преобладания тех или иных факторов, на всем протяжении реабилитационного воздействия оно должно быть комплексным, включая в себя медикаментозное, психотерапевтическое и социальное воздействие, причем продолжительность частей реабилитационного процесса у разных наркоманов разная.

О принципе добровольности следует сказать отдельно: по отношению к больным с героиновой зависимостью данный принцип может применяться условно, в зависимости от тяжести заболевания и социально-психологических особенностей индивида.

В том случае, если пациент злостно уклоняется от самостоятельного обращения за медицинской помощью, ведёт асоциальный образ жизни, грубо социально дезадаптирован, то о добровольности лечения и социальной реабилитации речи идти не может.

К сожалению, на сегодняшний день законодательная база, обеспечивающая принудительные меры медицинского характера, очень несовершенна.

Как утверждают специалисты, в их распоряжении есть немало способов, позволяющих человеку преодолеть депрессию, затормозить, а затем и загасить совсем деятельность внутренних механизмов патологического влечения к наркотикам. Иначе говоря, они способны разрушить функциональные системы патологических пристрастий. Основное орудие этого этапа — реабилитационные программы.

Рассмотрим реабилитационную программу Калининградской региональной общественной организации «Центр лечения наркомании». Это учреждение организовано в октябре 1999 года.

Для успешного лечения наркомании практикуется совместное, изолированное от большого сообщества проживание.

Это необходимо, чтобы патологическое влияние неблагополучного окружения минимизировалось до тех пор, пока пациент не будет в состоянии с ним справляться. Процесс реабилитации наркозависимых состоит из нескольких этапов.

— Этап-новичок — период для усиления мотивации в работе над собой, пробуждения рефлексии к своей зависимости, знакомство с правилами Дома.

Этот период глубоко индивидуализирован, где нарабатываются отношения с группой. Упор данного этапа — усиленная мотивационная терапия.

Реабилитация наркозависимых фокусирует внимание наркозависимого на преимуществах и выгодах гармоничной и социально-организованной жизни без наркотиков. В этот период отлучки из центра и контакты с внешним миром не разрешаются. Пациент фокусирует внимание на механизмах реабилитации.

Даются знания о природе зависимости, о том, как она действует на человека, и как прервать этот образ жизни. Ему помогают оценить собственные силы и сдерживающие факторы. Цель этого этапа — вернуть веру в себя и прервать, таким образом, деструктивную полосу жизни.

Много времени в групповой психотерапии уделяется рамкам и распорядку дня, это особенно важно, так как у них не было этого раньше.

— Домовник — от 3до 10 месяцев. Возрастает ответственность клиента перед группой, оценка деятельности клиента более категорична. В этот период восстанавливаются отношения с семьёй, близкими.

Цель этапа: подготовка к сознательной борьбе со своей наркоманией, своими слабостями, проблемами при помощи самодисциплины, самоконтроля, познания себя (работа, наука, игры), научиться порядочности, ответственности в эффективном и аккуратном выполнении задания, научиться управлять и координировать свои эмоции, а также поиск своего жизненного пути. Очень важна на этом этапе работа над построением реальных планов на будущее относительно своих возможностей, в конце лечения — коррекция планов на будущее и их осуществление, работа над проблемами, преградами в достижении цели. Старший домовник имеет право выезжать за пределы Центра с разрешения группы, для решения своих проблем, а также для подготовки к постреабилитационному периоду. Пациентам предлагается помощь в решении различных проблем: консультирование по проблемам здоровья, координирование продолжительности лечения, работа со средой (семья, правоохранительными органами, пенитенциарными службами), решения бытовых проблем.

— Студент — завершающий этап — более самостоятельный. Этап подготовки к выходу из Центра. Урегулирование правовых вопросов, отношений с семьёй, вопросы образования, поиск работы. На данном этапе клиент ответственно принимает самостоятельные решения, но находится под контролем воспитателей и психологов.

Основные элементы программы реабилитации наркозависимых: психологические занятия и тренинги (упражнения коммуникации, работа против стресса, агрессии и т.д.); трудотерапия; музыкально-терапевтические и досуговые занятия; занятия спортом.

Основной целью специалистов по социальной работе в деле реабилитации наркозависимых становится помощь наркоману в осознании особенностей его болезни — они должны помочь человеку, попавшему в зависимость и его семье научиться полноценно жить несмотря на эту болезнь, не испытывая чувства вины и обреченности.

Таким образом, с полной уверенностью можно утверждать, что реабилитация наркозависящих людей — это очень сложные, требующие больших усилий, как со стороны клиента, так и со стороны группы специалистов, и длительного периода времени процессы.

Источник: https://studwood.ru/628524/sotsiologiya/reabilitatsiya_narkozavisimyh

Ссылка на основную публикацию