Дети с нарушениями слуха: профилактика, характеристика, классификация

Дети с нарушениями слуха: профилактика, характеристика, классификация В данной статье пойдет речь о классификации детей с нарушением слуха, методики их обследования (различия по состоянию слуха, определение степеней тугоухости и группы глухоты), а также в чем отличие нарушение слуха у ребенка от взрослого человека.

У детей с нарушением слуха имеющие стойкое двустороннее нарушение, обычное речевое общение с окружающими затруднено или без слухового аппарата невозможно. В соответствии со статистикой Всемирной Организации Здравоохранения по индустриально развитым странам, число детей в возрасте до 16 лет, страдающих нарушениями слуха различной этиологии, в России превышает 600 тыс.

В России создана единая система раннего выявления нарушений слуха, начиная с периода новорожденности.

К настоящему времени созданы медицинские и педагогические методики выявления нарушений слуха у детей младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста и взрослых (Г.А. Таварткиладзе, М.Я. Козлов, Ф.Ф. Pay, И.Г. Багрова, Э.И. Леонгард, А.Л. Левин, Е.П. Кузьмичева, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко и др.)

Данные педагогического обследования дополняют результаты медицинской диагностики нарушений слуха. Результаты аудиологического и педагогического обследования сопоставляются между собой, и только при условии их соответствия можно быть уверенным, что состояние слуха оценено правильно.

Методики обследования слуха у детей

Педагогические методики обследования слуха у детей первого года жизни основываются на регистрации безусловных ориентировочных реакций на различные звуки: музыкальные инструменты и игрушки с разной частотной характеристикой (погремушка, дудка, гармошка, свисток, барабан), голос (в зависимости от состояния слуха — разговорной или повышенной громкости), шепот (если отмечаются реакции на голос разговорной громкости на расстоянии более 1 м). Данные реакции проявляются в замирании (двигательном торможении) или, наоборот, активизации движений, повороте головы или глаз в сторону звука, в плаче, прекращении или активизации сосания и др. У детей старше 1,5 лет при обследовании слуха выявляется наличие условной двигательной реакции на различные неречевые и речевые стимулы, расстояние, на котором дети уверенно реагируют на данные стимулы определенным действием (умеют ждать начала сигнала и действуют точно на начало сигнала). В качестве звуковых стимулов используются музыкальные инструменты и игрушки с разной частотной характеристикой, слогосочетания и слова, произносимые голосом разговорной или повышенной громкости, шепотом. Кроме этого выявляются возможности ребенка воспринимать на слух знакомые слова с разной частотной характеристикой (используются специальные списки слов), расстояние, на котором ребенок точно повторяет предъявленные речевые стимулы. В обследование включается также выявление у ребенка возможности различать на слух знакомые слова в условиях ограниченного выбора после неоднократного предъявления образца звучания.

Различия по состоянию слуха

По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих. Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи.

Тугоухость может быть выражена в различной степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. При тугоухости у ребенка возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью.

Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным составом слов. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

Глухота — глубокое стойкое поражение слуха, при котором восприятие речи без слухового аппарата становится невозможным. При глухоте самостоятельного овладения; речью детьми (спонтанное формирование речи) не происходит.

Внутри каждой из этих групп отмечается различное понижение слуха. В аудиологии разработан ряд классификаций детей с нарушениями слуха, в основу которых положены различные факторы. В сурдопедагогике в нашей стране широко пользуются классификацией Л.В. Неймана (1961). В ней учитываются степень поражения слуховой функции и возможности восприятия речи на слух.

Определение степеней тугоухости

В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Л. В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот по данным субъективной тональной пороговой аудиометрии.

В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три степени тугоухости:

  • 1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ;
  • 2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;
  • 3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ.

Затруднения в овладении речью могут возникать у ребенка уже при снижении слуха на 15—20 дБ. Это состояние Л.В. Нейман считает границей между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между глухотой и тугоухостью, по классификации Л.В. Неймана, находится на уровне 85 дБ.

  • При 1-й степени тугоухости, когда средняя потеря слуха не превышает 50 дБ, для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1—2 метров, шепот около уха.
  • При 2-й степени тугоухости снижении слуха от 50 до 70 дБ, речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 метров, шепот не воспринимается.
  • При 3-й степени тугоухости потере слуха свыше 70 дБ, общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается не всегда разборчиво даже у уха.

Группы глухоты

Возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот. В зависимости от диапазона воспринимаемых частот выделены четыре группы глухих:

  • 1-я группа — дети, воспринимающие звуки до 250 Гц;
  • 2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;
  • 3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;
  • 4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот до 2000 Гц и выше.

В настоящее время при оценке состояния слуха детей широко используется Международная классификация нарушений слуха. В соответствии с Международной классификацией средняя потеря слуха определяется в области частот 500,1000 и 2000 Гц.

  • 1-я степень тугоухости — снижение слуха составляет 25—40 дБ;
  • 2-я степень — 40—55 дБ;
  • 3-я степень — 55—70 дБ;
  • 4-я степень — 70—90 дБ.

Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.

Нарушение слуха у ребенка

Дети с нарушениями слуха: профилактика, характеристика, классификацияНарушение слуха у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых. У взрослого нарушение деятельности слухового анализатора приводит к проблемам устного общения. Нарушение слуха в раннем возрасте влияет на ход психического развития ребенка, вызывает ряд тяжелых вторичных отклонений в развитии, прежде всего в формировании речи.

Слух и речь тесно связаны между собой. С одной стороны, нарушение слуха препятствует естественному развитию речи; с другой — нормальное использование слуха находится в зависимости от уровня развития речи.

Слуховое восприятие имеет решающее значение для формирования речи: невозможность полноценного слухового восприятия создает препятствия для овладения речью и вызывает нарушения речевого общения у ребенка.

Отсутствие устной речи или значительное ее недоразвитие затрудняет овладение письменной формой речи: понимание читаемого, передача собственных мыслей на письме. В свою очередь, недоразвитие речи служит препятствием в овладении знаниями в различных сферах жизни человека.

Группа детей с нарушениями слуха исключительно разнообразна и по уровню речевого развития, что обусловлено сочетанием следующих факторов: степенью нарушения слуха, временем возникновения слухового дефекта, педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления нарушения слуха; индивидуальными особенностями ребенка. Отмечается прямая взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь ребенка, а при тяжелых нарушениях она вообще не развивается без специального обучения.

Педагогические условия, в которых находится ребенок после потери слуха, имеют важное значение для его психического и речевого развития: чем раньше выявлено снижение слуха, тем успешнее будет проходить развитие ребенка, тем меньше опасность тяжелого отставания в развитии познавательной деятельности, формировании речи и общения, личностном развитии.

Для успешного развития ребенка со сниженным слухом важное значение имеет раннее слухопротезирование, создание речевой среды в семье, проведение обще развивающих и коррекционных занятий. На процесс речевого развития детей с нарушениями слуха влияют дополнительные нарушения (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т. п.

), которые значительно затрудняют процесс формирования речи и развития личности в целом.

Глухие и слабослышащие

Ориентируясь на указанные принципиальные положения педагогической типологии, P.M. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие.

К группе глухих отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения). В зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории.

Первая категория — дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до 2 лет), — это ранооглохшие дети.

Вторая категория — дети, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, при этом уровень развития речи может быть различен — это позднооглохшие дети.

К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени.

С учетом состояния речи выделены две категории слабослышащих детей: слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи, (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи), и слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.

На основании выделения различных групп детей с нарушениями речи P.M. Боскис определила дифференцированные условия их обучения, основанные на различных способах восприятия речи и различных способах ее формирования.

В соответствии с выделенными категориями детей были созданы различные типы школ: специальная школа для, глухих детей и специальная школа для слабослышащих и позднооглохших детей с двумя отделениями: первое; — для детей, владеющих развернутой речью; второе — для детей с глубоким недоразвитием речи.

Вывод. Дети с нарушениями слуха представляют собой неоднородную группу, характеризующуюся разной степенью и характером нарушений слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии в качестве первичных, а также педагогическими условиями, в которых находился ребенок после потери слуха.

Источник: https://stznaniy.ru/razvitie-rechi-u-slaboslyshashchikh-detej/124-klassifikatsiya-detej-s-narusheniyami-slukha.html

Особенности адаптации и развития детей с нарушениями слуха, характеристика и классификация патологий — ЛекарьТут

Дети с нарушениями слуха: профилактика, характеристика, классификация

Нарушение слуха представляет собой утрату способности выявлять все частоты или понимать звуки, имеющие низкую амплитуду. Данные проблемы довольно часто наблюдаются у детей. При появлении подозрения на развитие тугоухости нужно сразу обратиться к отоларингологу. Это существенно улучшит прогноз патологии.

Дети с нарушениями слуха

Проблемы со слухом могут иметь врожденный или приобретенный характер. При этом они бывают полными или частичными.

В первом случае речь идет о глухоте. Она провоцирует снижение интеллектуальных возможностей и отставание в умственном развитии.

К появлению тугоухости обычно приводят следующие факторы:

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Нарушения во время беременности – инфекционные болезни, повышение давления, употребления алкоголя, курения, неконтролируемое применение лекарственных препаратов беременной женщиной.
  3. Родовые травмы и нарушения в развитии малыша. Причина тугоухости может крыться в преждевременных родах, дефиците веса, гипоксии.
  4. Заболевания уха или травматические повреждения, которые были перенесены после рождения. К ним относят инфекционные патологии, отиты, болезнь Меньера и т.д.
  5. Аденоиды. Аномальное увеличение миндалины часто провоцирует закупоривание слуховой трубы у детей, что приводит к ухудшению слуха. После удаления аденоидов слух обычно восстанавливается.
  6. Закупорка слухового отверстия серой или чужеродными предметами.
  7. Химиотерапия.
  8. Применение антибактериальных препаратов.

Врачи утверждают, что аномалии аудиальной системы оказывают значительное влияние на логопедическом развитии. Также они сказываются на физиологическом и психологическом формировании малыша. Потому так важно выявить проблемы на раннем этапе.

Классификация детей с нарушениями слуха

Характеристика

Потеря слуха лишает малыша информации и приводит к отставанию в умственном развитии. Данные проблемы напрямую сказываются на формировании речевого аппарата и производят опосредованное воздействие на мышление и память.

Читайте также:  Холодовой нейроваскулит: лечение, диагностика, симптомы, причины, прогноз

При создании адекватных условий данные нарушения подлежат коррекции. При нарушении слуха ключевую роль в познании играет зрение. Немаловажное значение имеют движения, тактильные и осязательные ощущения малыша.

Поскольку скорость речевого развития снижается, память ребенка тоже отличается определенными особенностями. Также данные процессы сказываются на абстрактном мышлении детей. Потеря слуха сопровождается такими нарушениями:

  • задержка развития моторики;
  • проблемы с физическим развитием;
  • нарушения работы опорно-двигательного аппарата;
  • развитие сопутствующих патологий.

Тугоухость у детей дошкольного возраста обычно провоцирует появление следующих характеристик:

  • отставание психофизического развития на 1-3 года по сравнению со здоровыми детьми;
  • дефицит двигательной активности;
  • замедление темпа выполнения некоторых движений;
  • проблемы с координацией в пространстве;
  • сложности с переключением внимания;
  • чувствительность к изменению климатических условий;
  • зрительные образы как основа процесса запоминания.

У детей с таким диагнозом замедляется скорость усвоения информации и появляются сложности при общении с другими людьми. Это негативно сказывается на формировании их личности. Нередко такие малыши становятся агрессивными и замкнутыми.

Классификация патологий

Нарушения слуха у детей могут иметь разный характер. Врачи выделяют две обширные категории таких проблем – врожденные и приобретенные. Для каждой из категорий тугоухости характерны определенные особенности.

Приобретенные

Основной причиной таких нарушений являются осложнения гнойного отита. К подобным аномалиями приводят острые инфекции – грипп, корь, ангина. Также причина может крыться в скарлатине и других болезнях.

Уровень снижения фонематического слуха может иметь разные степени тяжести: легкую, среднюю, тяжелую. Однако сложные формы тугоухости обычно становятся следствием поражения звуковоспринимающего элемента.

Это обычно возникает при поражении внутреннего уха. К появлению подобных проблем могут приводить сложные инфекционные патологии – вирусный грипп, цереброспинальный менингит, паротит.

Врожденные

Такие нарушения слуха связаны с действием наследственных факторов. Известно, что у глухих людей намного чаще рождаются дети с тугоухостью. Помимо этого, причина может крыться в воздействии факторов, которые нарушают внутриутробное развитие ребенка. В эту категорию входит следующее:

  • инфекционные болезни женщины при беременности – паротит, грипп, краснуха и т.д.;
  • потребление алкогольных напитков и наркотиков;
  • прием ототоксичных препаратов – к ним относят канамицин, неомицин;
  • воздействие ионизирующего излучения.

Особенности развития

Дети, имеющие тугоухость, отстают от ровесников в развитии. Чтобы преодолеть подобные нарушения, обязательно нужно оказывать целостное воздействие на личность ребенка с таким диагнозом.

Поэтому обучение проводится в специализированных учебных заведениях. Именно там созданы такие условия, которые позволяют преодолеть нарушения развития, исправить процесс становления личности, восстановить нормальные психические характеристики.

Благодаря специальному обучению таких детей удается сформировать речь, память, мышление. В таких школах малышей учат чтению по губам. Благодаря особому процессу обучения удается научить ребенка разным формам речевой деятельности.

Ключевую роль во время обучения таких детей играют наглядные приемы – инсценировка, пантомима и т.д. Именно они позволяют создать представления на наглядно-образном, а впоследствии и на отвлеченном уровне.

Родителям очень важно с раннего возраста ребенка контролировать его поведение. Если полугодовалый малыш не реагирует на звуки, а к году не говорит гласные буквы, можно заподозрить нарушение слуха.

Как научить ребенка с нарушениями слуха слушать смотрите в нашем видео:

Реабилитация, профилактика

Реабилитационные мероприятия для детей с таким диагнозом начинают применять уже в 2-3 года. Восстановление малышей с тугоухостью проводят в специализированных садах и школах.

С помощью специальных занятий с применением слуховых аппаратов удается преодолеть последствия нарушений.

Благодаря ранней диагностике тугоухости удается проводить реабилитацию максимально успешно. В домашних условиях восстановление проводится путем естественного общения с близкими людьми, имеющими нормальный слух. От родителей требуется немало терпения, поскольку все слова нужно говорить максимально четко. Ребенок должен видеть движения языка и губ.

Чтобы предотвратить подобные проблемы, нужно заниматься профилактикой тугоухости. Она включает следующие рекомендации:

  1. Закаливание организма ребенка. Благодаря стимулирующему воздействию удается повысить устойчивость к инфекционным болезням.
  2. Рациональное питание. В меню малыша должно присутствовать достаточное количество витаминов, белковых компонентов, углеводов и жиров.
  3. Поддержание оптимальных показателей температуры и влажности.
  4. Специфическая профилактика инфекционных патологий и своевременное лечение недугов.

Чтобы обеспечить правильное развитие слуховой системы, нужно придерживаться гигиены слуха:

  • важно одевать ребенка по погоде – в холодное время года уши нужно надежно защищать от холода;
  • громкость звука должна быть не более 60-80 дБ;
  • ребенок должен дышать носом;
  • речь родителей и педагогов должна быть отчетливой и правильной.

Немаловажное значение имеет своевременное выявление воспалений носоглотки. Именно они часто провоцируют поражение органа слуха, что влечет развитие тугоухости. Если есть малейшие подозрения на нарушение слуха, нужно сразу обратиться к врачу.

Посмотрите популярное видео с рекомендациями специалистами на тему нарушений слуха у детей:

Нарушения слуха довольно часто встречаются у детей. Они могут носить врожденный или приобретенный характер и негативно сказываются на интеллектуальном и физическом развитии. Чтобы не допустить подобных проблем, первые же симптомы тугоухости должны стать поводом для немедленного обращения к отоларингологу.

(1 5,00

Источник: https://lekartut.ru/osobennosti-adaptacii-i-razvitiya-detej-s-narusheniyami-sluxa-xarakteristika-i-klassifikaciya-patologij.html

Классификации детей с нарушением слуха

  • Проблема классификации детей по степени сохранности слуха и его утрате издавна интересовала врачей и практических работников.
  • Одной из первых попыток классифицировать неслышащих детей было разделение ( в 1821г.) Итаром, врачом Института глухонемых в Париже, своих воспитанников на 5 групп:
  • 1 группа – дети, воспринимающие громкую речь около уха;
  • 2 группа – дети, различающие гласные и согласные;
  • 3 группа – дети, воспринимающие лишь отдельные гласные и согласные;
  • 4 группа — дети, не воспринимающие звуков речи, но слышащие очень сильные

                звуки ( стук в дверь, гром и т.д.)

5 группа – полностью глухие дети.

Ценность этой классификации заключается в том, что в ней основным критерием при разделении глухих детей было восприятие на слух речи и неречевых звуков.

Заслуживает особого внимания классификация Ф.Рау. В основу его классификации лежат 2 принципа – сохранность слуха для восприятия речи и для восприятия чистых тонов. Ф.Рау выделил 2 большие группы среди исследуемых: группу с остатками слуха и группу без остатков слуха.

Группу с остатками слуха он разделил на подгруппы по степени чистых тонов и речи, причем отмечал как восприятие звуков речи, так и восприятие целых слов. Такое исследование имело практическое значение для использования сохранной слуховой функции в обучении речи.

Продолжительное время в классификациях не выделялась категория слабослышащих, хотя почти в каждой классификации выделялись группы с более высоким слуховым восприятием тонов и речи, что могло соответствовать категории слабослышащих.

В этом отношении представляет интерес классификация слабослышащих Б.С.Преображенского. В основу его классификации был положен принцип восприятия речи на слух в условиях, соответствующих обычной обстановке, не имеющей звукоизоляции от посторонних шумов.

Слух испытуемых исследовался на восприятие шепотной и разговорной речи.

 Б.С. Преображенский выделил 4 группы слабослышащих :

 1 группа – легкое снижение слуха: испытуемые воспринимали шепотную речь на  

              расстоянии от 3 до 6 м., разговорную речь- на расстоянии 6м.

  1.  2 группа – умеренное снижение слуха; испытуемые воспринимали шепотную
  2.              речь на расстоянии от 1до3м, разговорную речь – от 4 до 6м.
  3.  3 группа – значительное снижение слуха; испытуемые воспринимали шепотную  
  4.              речь в пределах уха до 1м, разговорную речь – от 2 до 4м;
  5.  4 группа – тяжелое снижение слуха; испытуемые воспринимали шепотную речь
  6.             не более чем на 0,5м или совсем не различали шепотную речь,
  7.            разговорную речь воспринимали у уха и на расстоянии не более чем 2м.

Данная классификация имеет практическое значение и в настоящее время. В ней точно определены параметры восприятия речи на слух (шепотная и разговорная), уровень восприятия, исчисляемый в метрах. Классификация позволяет без спец. аппаратуры определить состояние слуха ребенка и в зависимости от полученных результатов сделать обоснованный выбор методики для развития слухового восприятия.

  •        В конце 70х гг. международная конференция аудиологов в Париже приняла за основу следующую классификацию нарушения слуха:
  •  1 степень – 26 – 40 дб.
  •  2 степень — 41 — 55 дб.

 3 степень – 56 – 70дб.              В дб. измеряется сила звука.

 4 степень — 71 – 90 дб.

 Глухота более 91дб.

 Наиболее полное представление о состоянии слуха уч-ся и практическом использовании слуха в обучении дают классификации Л.Неймана, Р. Боскис, которые носят медико-педагогический характер.

Основной целью медико-педагогической классификации является определение уровня сохранности слуха у уч-ся с нарушением слуховой функции, выделение соответствующих групп, выяснение возможности использования слухового восприятия в педагогическом процессе и развитие его с помощью специальных   упражнений.

В зависимости от уровня снижения слуха Р.Боскис выделяет 2 категории детей: категорию глухих и категорию слабослышащих. Каждая категория имеет различную степень снижения слуха и различный уровень развития речи.

  1. Р.Боскис выделила 4 фактора, от которых зависит уровень развития речи:
  2. — степень снижения слуха
  3. — время возникновения поражения слуховой функции
  4. — условия, в которых находится ребенок до школы
  5. — индивидуальные особенности детей.

Нарушение слуха может возникнуть в разные периоды жизни ребенка, в зависимости от чего будет находиться и уровень развития речи. По наблюдениям Р.Боскис, можно выделить следующие периоды:

— потеря слуха до 1,5-2 лет, т.е. до периода формирования речи, ведет к полному отсутствию речи. Речь ребенка еще не успела сформироваться ко времени потери слуха (условно период формирования речи определяется возрастом от 2-3лет до 7 лет.)

  • — потеря слуха от 2-3 лет влечет за собой утрату той речи, которая уже сформировалась, когда слух ребенка соответствовал норме,
  • — потеря слуха в 4-5 лет ведет к почти полной утрате речи, если не принимаются меры для ее сохранения,
  • — потеря слуха к 7 годам, когда в основном закончилось формирование речи, увеличивает вероятность ее сохранения, но без специальной работы речь распадается,
  • — потеря слуха после 7 лет, когда дети уже овладели грамотой, может создать условия для сохранения речи при систематической работе над нею.

Классификация Р.М.Боскис :

1. Глухие без речи.

2. Глухие дети с сохранившейся речью (позднооглохшие).

3. Слабослышащие (тугоухие).

 К категории г л у х и х или н е с л ы ш а щ и х относятся дети, слух которых не может быть самостоятельно использован ими для накопления речевого запаса, а развитие речи осуществляется только в ходе специально организованного педагогического обучения.

Лишь у небольшого числа глухих детей может быть отмечено полное отсутствие реакции на громкий голос. Остатки слуха, характеризующиеся лишь наличием реакции на громкий голос около самого уха, не дают возможности различать речевые звуки, слова и фразы. Наличие реакции на голос разговорной силы, хотя бы у самого уха, значительно расширяют возможность различения элементов речи.

К категории с л а б о с л ы ш а щ и х относятся дети, у которых ограничены возможности восприятия речи на слух. Ограничение может быть различным: от восприятия шепотной речи до резкого снижения слуха на восприятие речи. Слабослышащие дети в состоянии самостоятельно дополнять свой речевой запас хотя бы в минимальной степени при помощи слуха, без специально организованной работы.

 У слабослышащих детей отмечается понижение слуха на оба уха. Каждое ухо может иметь различную степень сохранности слуха. Понижение же слуха на одно ухо при полной сохранности слуха на другое, как правило, не ведет к аномалии в восприятии и развитии речи. 

Особое место занимает категория п о з д н о о г л о х ш и х . Р.Боскис их называет глухими с сохранной речью. Для этой категории характерен ряд особенностей:

  1. — сложность установки границы потери слуха из-за различных условий их развития;
  2. — сохранность речи, несмотря на раннюю потерю слуха;
  3. — создание условий для специального обучения.
  4. Эти дети обладают навыками словесного общения, значит, и определенным уровнем развития языкового мышления, у них существует словарный запас, приобретенный до времени потери слуха, может быть сформирована произносительная сторона речи, отсутствует навык чтения с губ и др.
  5. Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ.
Читайте также:  Варикоцеле у мужчин и подростков: лечение, операция, симптомы, причины, последствия

 По данным Л.Неймана (1961г), у уч-ся с одинаковой степенью тугоухости, но с разным уровнем речевого развития наблюдаются существенным различия в восприятии речи.              

  Таким образом, четко выявляется тенденция: чем лучше слух, тем лучше воспринимается речь элементы речи, а также увеличивается расстояние, с которого различается речевая информация. Наряду с этим даже в пределах одной степени тугоухости различении зависит от уровня развития речи, особенно при различении согласных и слов.

    Становление классификации детей с нарушением слухам продолжается и в настоящее время, т.е. проблема классификации не решена и находится в постоянном развитии.

Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2010;

Источник: https://studopedia.net/5_31331_klassifikatsii-detey-s-narusheniem-sluha.html

Дети с недостатками слуха. Классификация

Слух это способность человека воспринимать и различать звуки. Человек отличается от других живых существ тем, что помимо физического слуха обладает слухом фонематическим, т.е. способностью различать фонемы-звуки речи.

На долю слуха приводится только около 2 % информации о внешнем мире, которую человек получает через органы чувств. Тем не менее, состояние слуха оказывает решающее влияние на речевое и психическое развитие ребенка.

  • Изучение проблем детей с нарушенным слухом занимаются науки сурдопсихология и сурдопедагогика.
  • Сурдопсихология –раздел специальной психологии, изучающей проблемы своеобразия познавательной и эмоционально-волевой сфер, деятельности людей с недостатками слуховой функции.
  • Сурдопедагогика – раздел специальной педагогики, представляющей систему знаний об образовании лиц с нарушениями слуха.

Психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха. Вопросы исследования и классификации остаточной слуховой функцией у детей с дефектами слуха издавна интересовала как врачей, так и судропедагогов.

медицинские классификации имеют своей целью дать отоларингологам ориентиры для проведения лечения и профилактики заболеваний, ведущих к нарушениям слуха.

Педагогические классификации адресованы учителю и направлены на обоснование различных подходов к обучению лиц с недостатками слуха.

  1. Боскис разработала психолого-педагогическую классификацию, предложив критерии, учитывающие своеборазие развития детей с нарушенным слухом:
  2. Степень поражения слуховой функции
  3. Уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции
  4. Время возникновения нарушения слуха
  5. Исследователь выделила две основные категории детей с недостатками слуха: глухие с слабослышащие
  6. 1.К категории глухих детей относятся те дети, слух которых не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса

Как правило, большинство детей, которые относятся к числу абсолютно глухих, способны воспринимать очень громкие звуки природы, гудок паровоза, свисток, звон колокольчика, громкий крик; некоторые слышат отдельные громко произносимые гласные. Но это слух не может обеспечить восприятие слов. И самостоятельно эти дети не могут научиться звуковой речи в малых пределах.

Глухие дети делятся на две группы: рано оглохшие и позднооглохшие. Позднооглохшие дети отличаются тем, что к моменту наступления у них нарушения слуха они обладали уже сформировавшейся речью.

У них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, но все они имеют навыки словесного общения, в той или иной степени сформировавшееся словесно-логическое мышление.

Для таких детей при поступлении в специальную школу важной первоочередной задачей является освоение навыков зрительного и слухозрительного восприятия обращенной к ним речи.

2. К категории слабослышащие относятся те дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно самостоятельное развитие речи.

По сравнению с глухим слабошышащий ребенок иначе приспосабливается к своему дефекту, ищет пути компенсации своего недостатка, главным образом, не за счет зрения, а за счет неполноценного слуха. По сравнению со слышащим ребенком у него имеется качественное своеобразие использования дефектного слуха как фактора развития речи.

  • Слабослышащие дети деляться на 2 группы:
  • -слабослышащие, обладающие развитой речью с небольшими ее недостатками
  • -слабослышашие дети с глубоким речевым недоразвитием
  • 34.Дети с недостатками зрения, классификация
  • Тифлопедагогика изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения,формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатка информации, дефицит которой связан с нарушением деятельности зрительного анализатора, а также влияние этого дефекта на психическое развитие детей с нарушением зрения.
  • Основоположником тифлопедагогики является Гаюи.
  • Классификация нарушений зрительной функции у детей.

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения. За нормальную остроту зрения, равную единице, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 м.

разница в способности различать знаки между последующей и предудущими строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

Соответственно человек, способный различать наиболее крупные знаки первой сверзу строки, имеет остроту зрения 0,1; четвертой-0,4

Для определения остроты зрения ниже 01 используется пересчет пальцев. Способность к пересчету раздвинутых пальцев руки на расстоянии: 5м соответствует остроте зрения в 0,09; 2м-0,04;5м-0,01;30см-0,005. Способность к различению света от тьмы соответствует остроте зрения на уровне светоощущения. Неспособность к различению света от тьмы означает, что острота зрения равна нулю.

Таким образом, в зависимости от степени снижения остроты зрения на лучшем видящем глазу, при использовании очков, и соответственно от возможности использования зрительного анализатора в педагогическом процессе выделяют следующие группы:

Слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение, либо сохранившие способность к светоощущению

Слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2 с коррекцией очками на лучше видящем глазу. Главное отличие данной группы детей от слепых: зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

Исследование Кирилловой контингента 13 специальных школ россии показало существенное увеличение количества детей, имеющих остаточное зрение. В школах для незрячих лишб3-4 % детей имеют тотальную слепоту, 7%-светоощущение, у 10% визус выше 0,06.

В зависомости от степени наступления дефекта выделяют две категории детей:

Слепорожденные – это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы.

Ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже. Более поздние нарушения зрения позволяют ослепшему использовать уже сформировавшиеся ранее на основе зрения связи при осуществлении познавательной деятельности и образуют иные, опосредованные системы связей при компенсации дефекта.

30.Особенности внимания детей с ЗПР

С самого начала углубленного изучения причин неуспеваемости младших школьников и всестороннего изучения детей, имеющих ЗПР,нарушения целенаправленного внимания занимают первое место. В психолого-педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:

1) Неустойчивость внимания. Дети не умеют длительно сосредоточиться на работе, особенно если она однообразна и неинтересна. Неустоцчивость внимания ведет к снижению продуктивности, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля. Это свидетельствет о незрелости нервной системы.

2) Повышенная отвлекаемость.

Посторонние раздражители, имеющие повышенную интенсивность (шум автомашин, пролетающая птица) невольно привлекают к себе внимание детей, вызывают значительное замедление выполняемой ими деятельности, увеличивают число ошибок. Особенно сильным отвлекающим фактором является речь. Поэтому во время выполнения домашнего задания важно исключать такие раздражители как радио, телевизор, разговоры.

немалое значение для поддержания внимания имеет речь учителя. Она должна быть четкой, оптимально громкой, не резкой, спокойной, но в тоже время должна быть эмоционально-окрашенной.

3) Недостаточная концентарция внимания. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программ ее выполнения, быстрой утомляемости.

4) Снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные, жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом

5) Снижение распределения информации. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е.находятся на стадии усвоения.



Источник: https://infopedia.su/12x37cc.html

1.2. Психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха

1.2.1. Причины нарушений слуха. Основные виды нарушений слуха

Существуют
различные взгляды на определение причин
нару­шений слуха. В настоящее время
наиболее часто выделяются три
группы причин и факторов,
вызывающих
патологию слуха или спо­собствующих
ее развитию.

1.
К первой группе относят причины и факторы
наследственного характера, которые
приводят к изменениям в структуре
слухового аппарата и развитию
наследственной тугоухости.

Наследственные
факторы играют существенную роль в
возникновении детской глухоты и
туго­ухости и составляют, по данным
отечественных и зарубежных ученых, до
30-50% ее случаев; в двух третях случаев
наследственно обусловленной тугоухости
отмечается нали­чие синдромальной
тугоухости в сочетании с заболеваниями
почти всех органов и систем организма
(с аномалиями наружного уха, заболеваниями
глаз, костно-мышечной системы, покровной
систе­мы, почек, с патологией нервной,
эндокринной и других систем). Наследственный
фактор приобретает особое значение,
если слух снижен у кого-то из родителей.
Генетические исследования выявили
более 50 генов, мутации в которых могут
вызывать расстройство слуха. Наследственное
нарушение слуха может быть как
доминирующим, так и рецессивным
призна­ком. Большая часть наследственных
нарушений слуха развивается в раннем
возрасте до овладения речью.

2.
Вторую группу составляют факторы эндо-
или экзогенного воз­действия на орган
слуха плода (при отсутствии наследственно
отя­гощенного фона), обуславливающие
появление врожденной глухоты или
тугоу­хости.

Среди
этих причин прежде всего выделяются
инфекционные заболевания матери в
первой по­ловине беременности, особенно
в первые три месяца. Из инфекций наибольшую
опасность для органа слуха представляет
краснуха.

Среди других инфекций, которые
могут повлиять на развитие органа слуха
и его функционирование, отмечают грипп,
скарлатину, корь, герпес, инфекционный
паротит, туберкулез, токсоплазмоз.

Одним
из факторов, способствующих появлению
врожденного снижения слуха, может быть
интоксикация матери, в частности,
ототоксическое воздействие некоторых
антибиотиков. К другим видам интоксикаций,
которые могут вызвать патологию слуха,
относят алкоголь, влияние некоторых
профессиональных вредностей.

Сре­ди
причин врожденной тугоухости у детей
также называют травмы матери во время
беременности, особенно в первые месяцы.
Причиной врожденной патологии слуха
может служить несовместимость крови
плода и матери по резус-фактору или
груп­повой принадлежности, что вызывает
развитие гемолитической бо­лезни
новорожденных.

3.
К третьей группе отнесены факторы,
действующие на орган слу­ха здорового
ребенка в один из периодов его развития
и приводящие к возникновению приобретенной
тугоухости.
Причины
приобретен­ных нарушений слуха
многообразны.

Наиболее часто такой
при­чиной являются последствия острого
воспалительного процесса в среднем ухе
(острого среднего отита). Степень снижения
слуха при заболеваниях среднего уха
может быть различной: чаще встреча­ются
легкая и средняя степени снижения слуха.
Однако в некото­рых случаях возникают
и тяжелые нарушения слуха.

Обычно это
происходит вследствие перехода
воспалительного процесса во внут­реннее
ухо.

В
этиологии стойких нарушений слуха у
детей велика роль инфекционных
заболеваний, из которых наиболее опасны
нейроинфекции (особенно менингит), корь,
скарлатина, грипп, эпидемический паротит.

Значительный процент стойких нарушений
слуха связан с при­менением высоких
доз ототоксических антибиотиков
(антибиотики аминогликозидного ряда —
стрептомицин, мономицин, неомицин,
канамицин и др.; фуросемид, аспирин,
хинин). Одной из причин возникновения
нарушений слуха являются раз­личные
травмы.

Слуховой орган может пострадать
вследствие ро­довой травмы в связи
со сдавлением головки ребенка узкими
родовыми путями матери, в результате
наложения акушерских щипцов, а также
при ушибах головы в раннем возрасте,
при травмах внутреннего уха, возникающих
вследствие падений ребенка с большой
высоты, при дорожно-транспортных
происшествиях.

Читайте также:  Жжение кожи: симптомы, лечение, диагностика, классификация

Среди причин нарушений
слуха большое значение имеют заболе­вания
полости носа и носоглотки, особенно
аденоидные разращения, приводящие к
нарушению звукопроведения (кондуктивной
тугоухости), которое при правиль­ном
лечении исчезает.

Вместе
с тем, определение причин возникновения
снижения слу­ха является в некоторых
случаях достаточно сложным, поскольку
возможно воздействие сразу нескольких
причин, обуславливающих снижение слуха,
и в то же время одна и та же причина может
вызвать наследственную, врожденную или
приобретенную тугоухость либо глухоту.

В
клинической практике выделяют следующиеосновные
виды нарушений слуха:

а)
кондуктивная
тугоухость

– поражение звукопроводящего аппарата
(наружного и среднего уха), причинами
которой могут быть атрезия или аплазия
наружного слухового прохода, отиты,
евстахеит, аденоиды. Наблюдается снижение
слуха, особенно в низкочастотном
диапазоне.

  • б)
    нейросенсорная
    тугоухость

    – поражение звуковоспринимающей системы
    (слуховых рецепторов улитки, слухового
    нерва, подкорковых и корковых отделов
    слуховой системы). В данной группе
    расстройств различают:

  • сенсоневральную
    тугоухость

    (поражены улитка или слуховой нерв);
    причиной могут быть инфекции (краснуха,
    менингит), антибиотики, др. Это тяжелые
    нарушения слуха, при них эффективна
    кохлеарная имплантация (электродный
    протез заменяет поврежденные клетки
    улитки и передает информацию в слуховой
    нерв);

  • слуховую
    нейропатию

    – резко нарушено восприятие (разборчивость)
    речи при наличии даже неплохих остатков
    слуха. Причины – наследственность,
    недоношенность; таким пациентам не
    всегда помогают слуховые аппараты;


центральные
расстройства слуха

– поражение подкорковых и корковых
слуховых центров – нарушен анализ
звуковых сигналов, их различение,
узнавание, распознавание и запоминание.
Слух может быть нормальным, а люди ведут
себя как слабослышащие.

Причины —
органическое поражение ЦНС, недоношенность.
В России диагноз «ЦРС» заменяется более
конкретными диагнозами: сенсорная
алалия (больные слышат, но не понимают
речь), сенсорная афазия (нарушается
ранее сформированная способность
воспринимать речь).

1.2.2.
Классификации нарушений слуха.
До
20 века существовал ряд классификаций,
построенных на практическом опыте
учителей и врачей (Д. Кардано, 16 в.; Р.
Сикар, 18 в.; В. И. Флери и др.) однако
они были односторонними: предлагали
дифференцировать детей или только по
степени нарушения слуха, или только по
уровню развития речи, или по степени
сохранности у глухих интеллекта.

Наиболее
полное представление о состоянии слуха
глухих и слабослышащих дает классификация
Л. В. Неймана
(1977).
В ней учитывается степень поражения
слуховой функции и возможности
формирования речи при таком со­стоянии
слуха.

Различаются
два вида слуховой недостаточности –
тугоухость и глухота.
Под
тугоухостью
понимается такое снижение слуха, при
котором возникают затруднения в
восприятии и в самостоятельном овладении
речью.

Однако остается возможность
овладения с помо­щью слуха хотя бы
ограниченным и искаженным запасом слов.

В
качестве основного критерия определения
степеней тугоухос­ти Л. В. Нейман
использует степень понижения слуха в
области речевого диапазона частот (от
500 до 4000 Гц). Он выделяет три сте­пени
тугоухости:

  1. 1-я
    степень –
    снижение слуха не превышает 50 дБ;
  2. 2-я
    степень –
    средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;
  3. 3-я
    степень –
    потеря слуха превышает 70 дБ.

В
процессе определения степени тугоухости
выявляются возмож­ности для восприятия
речи на слух.

При первой степени
тугоухос­ти для ребенка остается
доступным речевое общение: он может
разборчиво воспри­нимать речь
разговорной громкости на расстоянии
более 1–2
м.

При второй степени тугоухости речевое
общение затруднено, так как разговорная
речь восприни­мается на расстоянии
до 1 м. При третьей степени тугоухости
общение нарушается: речь разго­ворной
громкости воспринимается неразборчиво
даже у самого уха.

Затруднения
в овладении речью могут возникнуть у
ребенка уже при снижении слуха на 15–20
дБ. Это состояние слуха Л. В. Ней­ман
считает границей между нормальным
слухом и тугоухостью. Условная граница
между тугоухостью и глухотой по
классифика­ции Л. В. Неймана
находится на уровне 85 дБ.

Под
глухотой
понимается такая степень снижения
слуха, при ко­торой самостоятельное
овладение речью (спонтанное формирование
речи) оказывается невозможным.
Л. В.

Нейман отмечает, что воз­можности,
которыми располагают глухие дети для
различения зву­ков окружающего мира,
зависят в основном от диапазона
воспри­нимаемых частот.

В зависимости
от объема воспринимаемых частот выделяют
четыре группы глухих:

1-я
группа –
дети, воспринимающие звуки самой низкой
часто­ты, т. е. 125-250 Гц;

2-я
группа –
дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;

3-я
группа –
дети,
воспринимающие звуки до 1000 Гц;

4-я
группа –
дети, воспринимающие звуки в ши­роком
диапазоне частот, т.е.
2000 Гц и выше.

Между
группой глухоты и возможностями
восприятия звуков су­ществует
определенная зависимость. Дети с
минимальными остатка­ми слуха (первая
и вторая группы глухоты) оказываются
способны воспринимать лишь очень громкие
звуки на небольшом расстоя­нии (громкий
крик, гудок паровоза, удары в барабан).

Глухие дети с лучшими остатками слуха
(третья и четвертая группы) в состоянии
воспринимать и различать на небольшом
расстоянии значительно больше звуков,
разнообразных по своей частотной
характеристике: звучания различных
музыкальных инструментов и игрушек,
гром­кие голоса животных, некоторые
бытовые звуки: звонок в дверь, звучание
телефона и др., а также некоторые речевые
звучания –
несколь­ко хорошо знакомых лепетных
или полных слов. Таким образом, все
глухие дети имеют большие или меньшие
ос­татки слуха, которые в процессе
специальной работы по развитию слухового
восприятия могут стать основой для
познания звуков окружающего мира и
ориентирования в нем, а также сыграть
важ­ную роль в процессе формирования
устной речи.

В
настоящее время при оценке состояния
слуха детей в медицин­ских учреждениях
используется Международная
классификация нарушений слуха.

В соответствии с этой классификацией
средняя потеря слуха определяется в
области частот 500, 1000 и 2000 Гц (критерий,
положенный в основу классификации –
порог
слуха

– минимальный уровень звука, который
слышит человек):

Степень потери слуха Средние пороги слуха, дБ Восприятие разговорной и громкой речи Восприятие шепотной речи
1 26-40 6 – 3 м 2 м – у уха
2 41-55 3 м – у уха У уха – нет
3 56-70 Громкая речь у уха Нет
4 71-90 Крик у уха Нет
глухота Более 91 0 нет

Большое
влияние на организацию дифференцированного
обуче­ния, создание системы школ и
дошкольных учреждений для детей с
нарушениями слуха, определение критериев
отбора и комплекто­вания групп в них,
разработку путей обучения детей с
различным со­стоянием слуха оказала
педагогическая классификация Р. М. Боскис
(1963). Опираясь на теорию Л. С. Выготского
о первичных и вторич­ных отклонениях
в развитии психики ребенка с дефектом
слуха, Р. М. Боскис определила
основные
критерии, положенные в осно­ву
педагогической типологии детей с
недостатками слуха.

1.
Нарушение слухового анализатора у
ребенка необходимо рас­сматривать в
его принципиальном отличии от аналогичного
недо­статка у взрослых.

Нарушение
слуха в раннем возрасте влияет на ход
психичес­кого развития ребенка,
вызывает ряд тяжелых вторичных отклоне­ний
в развитии, прежде всего в формировании
речи, тогда как нарушение слуха у
взрослого приводит к проблемам речевого
общения с помощью слуха.

2.
Для правильного понимания развития
ребенка с недостатками слуха важно
учитывать возможность самостоятельного
овладения речью при данном состоянии
слуха (без специального обучения).
Своеобразие слухового анализатора
состоит в его решающей роли для
формирования речи.

Невозможность
полноценного слухового восприятия
создает препятствия для овладения речью
и вызывает нарушения речевого общения
у ребенка. Отсутствие или недоразвитие
устной речи затрудняет овладение
письмен­ной формой речи: пониманием
читаемого, передачей собственных мыслей
в письме.

В свою очередь, недоразвитие
речи служит пре­пятствием в овладении
знаниями в различных сферах жизни
че­ловека.

3.
Слух и речь тесно связаны между собой.
С одной стороны, на­рушение слуха
препятствует естественному развитию
речи; с дру­гой –
нормальное использование слуха находится
в зависимости от уровня развития речи.
Чем лучше речь ребенка, тем больше
воз­можностей использования своего
слуха.

4. Группа детей с нарушениями слуха
исключительно разнооб­разна не только
по степени слухового дефекта, но и по
уровню ре­чевого развития. Разнообразие
в речи детей обусловлено сочетани­ем
следующих факторов:

1)
Степенью нарушения слуха. Отмечается
прямая взаимосвязь между сниже­нием
слуха и состоянием речи: чем больше
потеря слуха, тем силь­нее страдает
речь ребенка, а при тяжелых нарушениях
она вообще не формируется без специального
обучения.

2)
Временем возникновения слухового
дефекта. Чем раньше возникло нарушение,
тем больше оно отражается на формировании
речи. Потеря слуха в том возрасте, когда
речь еще не сформировалась (примерно
до двух лет), приводит к полному ее
отсутствию.

Поте­ря слуха в возрасте
от двух-трех до четырех-пяти лет вызывает
рас­пад речи, если не были предприняты
специальные педагогические меры.

У
детей старшего дошкольного возраста в
случае потери слу­ха речь может
частично сохраниться, однако без
специальной пе­дагогической помощи
будет постепенно ухудшаться.

3)
Педагогическими условиями, в которых
находился ребенок после появления
слухового наруше­ния.

Чем раньше
выявлено снижение слуха и предприняты
специальные медицинские и педагогические
меры для устранения последствий снижения
слуха, тем успешнее будет проходить
разви­тие ребенка, тем меньше опасность
тяжелого отставания в развитии
познавательной деятельности, формировании
речи и общения, лич­ностном развитии.

К условиям, определяющим успешное
развитие ребенка со сниженным слухом,
можно отнести раннее слухопроте­зирование,
создание речевой среды в семье, проведение
общеразвивающих занятий, организацию
специальной работы по развитию слухового
восприятия и речи.

4)
Индивидуальными особенностями ребенка.

Для речевого развития ребенка с нарушенным
слухом очень важен уровень психического
развития, отсут­ствие дополнительных
нарушений (задержка психического
разви­тия, умственная отсталость,
нарушение зрения и т. п.

), которые
значительно замедляют процесс формирования
речи. Также имеют значение и личностные
особенности ребенка: активные, общительные
дети лучше овладе­вают речью, чем
вялые, пассивные.

Ориентируясь
на указанные положения педа­гогической
типологии, Р. М. Боскис выделила
две
основные группы детей с недостатками
слуха: глухие
и
слабослышащие.

К
группе глухих
отнесены дети, состояние слуха которых
не со­здает возможности для спонтанного
формирования речи. В зависимости от
состояния речи среди глухих выделены
две категории.

Первая категория –
дети без речи, родившиеся глухи­ми
или потерявшие слух в период, предшествующий
формирова­нию речи (примерно до двух
лет) –
это ранооглохшие
дети.

Вторая категория –
дети с речью, уровень которой может быть
различен, потерявшие слух в период,
когда их речь была сформирована, –
это позднооглохшие
дети.

К
группе слабослышащих
отнесены дети с нарушенным слухом, при
котором возможно самостоятельное
речевое развитие, хотя бы в минимальной
степени.

Состояние слуха слабослышащих
детей ха­рактеризуется большим
разнообразием: от небольшого нарушения
восприятия шепотной речи до резкого
ограничения восприятия речи разговорной
громкости. С учетом состояния речи
выделены две категории слабослыша­щих
детей.

Первая
группа


слабослышащие дети, которые к мо­менту
поступления в школу имеют тяжелое
недоразвитие речи (от­дельные слова,
короткие, неправильно построенные
фразы, грубые нарушения лексического,
грамматического, фонетического строя
речи).

Вторая
группа


слабослышащие дети, владеющие развер­нутой
фразовой речью с небольшими отклонениями
в грамматиче­ском строе, фонетическом
оформлении.

На
основании выделения различных групп
детей с нарушения­ми речи Р. М. Боскис
определила дифференцированные условия
их обучения, основанные на различных
способах восприятия речи и различных
способах ее формирования.

В соответствии
с выде­ленными категориями детей были
созданы различные типы школ: 1) специальная
школа для глухих детей; 2) специальная
школа для слабослышащих и позднооглохших
с двумя отделениями: первое –
для детей, владеющих развернутой речью;
второе –
для детей с глу­боким речевым
недоразвитием. Психолого-педагогическая
классификация Р. М.

Боскис имеет важное
значение также для правильного
комплектования групп в дошкольных
учреждениях для глухих и слабослышащих
детей, их подготовки к обучению в разных
типах специальных школ.

Источник: https://studfile.net/preview/5553485/page:6/

Ссылка на основную публикацию