Психодрама якоба морено в наркологии: техники, упражнения, формы и виды, отзывы

Психодрама уже много лет пользуется популярностью среди психотерапевтов, которые проводят групповые тренинги. Различные техники и упражнения позволяют воспользоваться психодрамой в любой сложной ситуации. Ее разработчиком был Якоб Морено, который придумал основные понятия, виды и методы, о которых пойдет речь в интернет-журнале psytheater.com.

Психодрама Якоба Морено в наркологии: техники, упражнения, формы и виды, отзывы

Главными терминами психодрамы являются:

  1. Ролевые игры и роли. В психодраме самой главной остается импровизация. Если в театральном разыгривании участники четко придерживаются своих ролей и написанных сценариев, то в психодраме каждый сам выбирает себе роль и отыгрывает ее так, как считает нужным. Роли выдаются, объясняются правила психодрамы, после чего участники переходят к импровизации в заданных рамках.
  2. Спонтанность. Человек должен вольно выражать свои эмоции и чувства. Спонтанность предполагает, что человек будет здесь и сейчас реагировать на ту ситуацию, которая с ним происходит. Неважно, что происходило в прошлом. На сегодня важна спонтанность, когда человек избавляется от своих страхов, неврозов и комплексов.
  3. Теле. Данное понятие подразумевает под собой двустороннее эмпатийное отношение между психотерапевтом, клиентом и другими участниками процесса. Здесь происходит перенос на другого человека качеств характера и отношения, сопереживание.
  4. Катарсис. Данное понятие используется в психодраме как активное переживание различных страдальческих эмоций с целью очищения и избавления от них.
  5. Инсайт. В результате психодрамы к клиенту должно прийти понимание чего-то важного. «Внезапное озарение» наступает после того, как человек проявил себя. Он понимает природу своих страхов и неврозов. Теперь он понимает, что с ними необходимо делать.

Что это такое?

Что такое психодрама? Это психотерапевтическое направление, которое одновременно является и способом консультирования. Человек отыгрывает роль с другими участниками, что должно привести его к пониманию.

Здесь разыгрывается определенная ситуация, драма, в которой человек может проявить себя, показать.

Это позволяет психотерапевту более наглядно увидеть поведение и черты характера клиента, рассмотрев за ними причины появления.

Психодрама Якоба Морено в наркологии: техники, упражнения, формы и виды, отзывы

Психодрама обычно проводится в группе. Однако существует и одиночная психодрама (монодрама). Клиент берет на себя определенную роль, которую потом отыгрывает. Здесь могут отыгрываться любые сцены из жизни: проблемы, сны, фантазии, реальные ситуации и пр. Самое главное – соблюдение спонтанности и импровизации, когда человек может проявить себя.

Психодрама помогает многое выявить:

  • Механизмы поведения человека в конкретных ситуациях.
  • Причины возникновения тех или иных поступков.
  • Способы реагирования.
  • Коррекция своего поведения.
  • Нарабатывание навыков, которые помогут в реальной жизни.

перейти наверх

Метод психодрамы

Психодрама позволяет разыграть роль без вреда для своей психики. Здесь выделяют такие методы:

  1. Монолог – когда клиент выражает важные для себя мысли. По мере реагирования слушателей клиент может быстро перестраиваться и менять ход своих мыслей.
  2. Двойник – когда выбирается один участник, который будет «внутренним голосом» клиента. Сначала монолог начинает клиент. Как только он застревает в своей проблеме, двойник начинает ее развивать, выдвигать предположения, идеи, мысли. Двойник должен говорить от лица клиента, быть его «продолжением», «внутренним голосом».
  3. Обмен ролями – когда участники меняются ролями. Это позволяет занимать различные позиции, лучше понимать себя и других.
  4. Отображение – когда другие участники психодрамы копируют клиента, как они его видят. Это помогает посмотреть на себя со стороны.

Психодрама Якоба Морено в наркологии: техники, упражнения, формы и виды, отзывы

Все методы перекликаются между собой. Сюда можно подключить другие методики:

  • Методика свечи – когда все участники по очереди выполняют ту или иную роль.
  • Разговоры при свечах – клиент поворачивается спиной к другим участникам и слушает, как они обговаривают его поведение и идеи.
  • Проекция будущего – клиент фантазирует, что возможно случится или будет в будущем.

Зарождением психодрамы занимался Я. Л. Морено, который наблюдал за детьми, которые разыгрывали различные сценки и роли в них. Здесь не было четко прописанного сценария. Все происходило спонтанно, что позволяло участникам проявлять свои истинные эмоции, переживания, лучше понимать собственные действия и менять их.

Психодрама используется как при коррекции поведения взрослых, так и с целью перевоспитания детей. Достаточно часто человек по мере жизни вынужден подавлять свои эмоции и желания, проявления и фантазии.

Все это приводит к различным проблемам, с которыми потом трудно справиться. Психодрама позволяет полностью раскрыться, от чего-то избавиться, некие навыки приобрести, рассмотреть собственный потенциал.

перейти наверх

Психологи различных времен разрабатывали виды психодрамы. Рассмотрим их:

  • Биодрама – когда люди отыгрывают роли каких-то зверей. Эффективно, когда человек не способен на себя примерить роль другого индивида.
  • Кукольная драма – разыгрывание проблемной ситуации на куклах, чтобы отобразить все переживания и эмоции, которые могут происходить. Клиент просто за этим наблюдает.
  • Импровизация – когда отыгрывается некая ситуация без заранее продуманного сценария.

Самым важным в психодраме является не сам процесс игры, в которой участвует человек, а инсайт – когда клиент приходит к некоему пониманию, просветлению. Важен конечный результат, когда человек начинает замечать свои неадекватные эмоциональные переживания, понимать причины своего поведения, меняется и внутренне трансформируется, начинает применять новые навыки.

В психодраме выделяют 5 ключевых позиций:

  1. Протагонист – сам клиент, который и рассказывает о своей проблеме.
  2. Режиссер (фасилитатор) – психотерапевт, который помогает клиенту анализировать происходящее.
  3. Вспомогательные «Я» — другие участники процесса, которые отыгрывают вспомогательные роли.
  4. Зрители – участники, которые не участвуют в сцене, однако принимают участие в обсуждении по окончании.
  5. Сцена – место, где проводится психодрама.

перейти наверх

Психодрама Морено

Основоположником психодрамы является Я. Морено, который четко разделил театральное представление от психотерапевтического сеанса.

В психодраме самой главной является импровизация, когда участники сами не знают, как будут разворачиваться события и к чему они приведут. Роли распределяются между теми, кто их сам выбирает.

Создается определенная ситуация. Как и что будут делать участники, уже зависит исключительно от них.

Психодрама Якоба Морено в наркологии: техники, упражнения, формы и виды, отзывы

Главное – психотерапевт перед проведением сеанса разъясняет правила и основные этапы психодрамы, которых должны придерживаться участники.

  1. Первая стадия – настрой участников на нужный лад. Здесь психотерапевт поощряет их спонтанность и естественные проявления эмоций, подталкивает на раскрепощенность в действиях и чувствах, заостряет внимание на решении проблемы в нынешней ситуации. Чем быстрее участники раскроются и начнут вести себя естественно, тем быстрее можно будет отыграть ситуацию и разобрать ее.
  2. Вторая стадия – разыгрывание сцены. Сначала распределяются роли, клиент коротко объясняет проблемную ситуацию, которая задает лишь тон, но не указывает на то, как все должно происходить. Психотерапевт лишь внешне наблюдает и вмешивается по необходимости, позволяя игре происходить спонтанно.
  3. Третья стадия – завершающая. Здесь все участники по собственному желанию анализируют и обсуждают увиденное в сцене. Каждый выдвигает идеи, свои предположения, чтобы более подробно и с разных сторон увидеть проблему, ее решение.

перейти наверх

Техники психодрамы

В процессе психодрамы используются различные техники, которые применяются по необходимости:

  • Представление себя – выдача информации о себе, проблеме, других участниках ситуации. Здесь клиент сам решает, что раскрывать и о чем говорить.
  • Проигрывание роли, которую может отыгрывать как клиент, так и другие участники.
  • Двойник.

Основными направлениями психодрамы являются:

  1. Библодрама – отыгрывание ситуаций из Библии, где отображены основные конфликтные события между людьми.
  2. Монодрама – черты личности отображаются не человеком, а предметами.
  3. Аксиодрама – отображение основных ценностей человека.
  4. Социодрама – отыгрывание ситуаций, с которыми сталкивается большая часть людей.
  5. Play-back-театр – отыгрывание ситуации человека, который при этом занимает позицию простого зрителя.
  6. Драматерапия – разыгрывание различных сюжетов из литературы.

перейти наверх

Тренинг психодрамы

Тренинг психодрамы состоит из 3 стадий и различных упражнений. На каждом этапе могут использоваться различные упражнения, которые помогают в достижении цели психодрамы.

Психодрама Якоба Морено в наркологии: техники, упражнения, формы и виды, отзывы

На этапе разогрева могут использоваться медитативные техники и телесные упражнения. Деятельный этап уже подразумевает спонтанную игру всех участников. На завершающем этапе должен произойти инсайт-в действии – понимание происходящей ситуации и нахождение решения проблемы.

перейти наверх

Упражнения психодрамы

Другими упражнениями психодрамы могут быть такие:

  • «В автобусе». Создается два круга участников: один – безбилетные пассажиры, второй – контролеры. Каждый должен привести свои доводы и победить. Здесь участники проявляют свои личностные качества.
  • «В магазине». Участники разбиваются на продавцов и покупателей, отыгрывая различные конфликтные ситуации, которые обычно случаются в жизни в магазинах.
  • «Семья». Один участник инсценирует типичную ситуацию из своей семьи, распределяя роли между остальными. Затем он просто смотрит на происходящее со стороны.
  • «Монолог с двойником». Человек словами и жестами передает свои переживания, после чего двойник передает их своими жестами и мимикой.

перейти наверх

Итог

Когда человек может в безопасной для себя обстановке разыграть проблемную ситуацию или посмотреть на нее со стороны, у него нередко возникает озарение.

Он начинает видеть собственные ошибки, понимать происходящее и внутри трансформироваться. Итог становится поразительным, поскольку при этом человеку не приходится себя ломать, изнурительно настраивать.

Все происходит естественно и спонтанно.

Психодрама помогает в решении многих жизненных проблем, которые возникают с другими людьми. Человек может не проявлять эмоций, не позволять себе совершать действий, принижать значение собственного потенциала. Все это негативно сказывается на его психическом состоянии, когда он комплексует, нервничает, беспокоится.

Психодрама создает безопасную обстановку и отображает реальную ситуацию, в которой человек не может разобраться, пока находится внутри нее со всеми своими переживаниями и эмоциями.

Источник: https://psytheater.com/chto-takoe-psihodrama.html

Изображая травму. История психодрамы: как ролевая игра стала одним из ключевых методов современной психотерапии

Во многих сферах человеческой деятельности — от тимбилдинга на предприятии до педагогики и семейной терапии — сегодня используются элементы психодрамы, считающейся первым в истории методом групповой психотерапии.

Подобная практика представляет собой нечто среднее между приемом у психотерапевта, ролевой игрой и театральной постановкой.

Основная идея классической психодрамы заключалась в том, что пациент не просто рассказывает специалисту о своих проблемах, но переживает заново на импровизированной сцене все тревоги, фобии и неврозы — и может благодаря этому скорее избавиться от них.

Психодрама Якоба Морено в наркологии: техники, упражнения, формы и виды, отзывы

Концепцию психодрамы разработал румыно-американский психиатр Якоб Морено. Он родился в 1895 году в Будапеште в еврейской семье и вскоре переехал с родителями в Вену, ставшую к тому времени мировой столицей психоанализа, где изучал в местном университете медицину и философию.

В 1912 году он посещает лекцию Фрейда и заявляет создателю психоанализа, что пойдет дальше и преодолеет рубеж, где тот остановился. «Вы разрешили пациенту говорить, а я разрешу ему действовать. Вы проводите свои сеансы в условиях вашего кабинета, а я приведу его туда, где он живет, — в его семью и коллектив».

Читайте также:  Белок в моче: что это значит, норма, методы выявления повышения белка, причины

Молодого врача Морено решительно не устраивала традиционная форма психоанализа, когда человек, лежа на кушетке, пересказывает терапевту свои сновидения.

Во-первых, он считал, что пациент гораздо ярче раскрывает себя в действии, чем в монологе, обращенном к специалисту, которого даже не видит.

Во-вторых — что участие в психотерапевтической группе может оказаться намного эффективнее беседы один на один, поскольку человек — существо социальное.

Еще в студенческие годы, работая в обществах взаимопомощи для малолетних проституток, Морено обратил внимание на то, что группа представляет собой социальный организм, где у каждого есть собственная роль и паттерны поведения, и, не изучив структуру этого коллектива, трудно помочь отдельным его участникам.

Понятие роли — одно из ключевых в психотерапии Морено. Творчество Шекспира и особенно его тезис «весь мир — театр, и люди в нем актеры, предстающие в разных обличьях» оказали на автора концепции психодрамы настолько сильное влияние, что он даже называл свой метод «шекспировской психотерапией».

Личность всегда функционирует в ролях, и другие люди, когда мы с ними коммуницируем, предстают в тех или иных социальных амплуа. Поэтому и сам процесс психодрамы куда больше похож на театральное представление, чем на классическую психотерапию.

В нем есть сцена, ведущий или режиссер, наблюдающий за ситуацией и стимулирующий действующих лиц (профессиональный психотерапевт), протагонист (пациент, он же главный герой) и его партнеры из числа других участников группы (их называют «вспомогательными эго»).

Чего в психодраме точно не будет, так это заранее написанного сценария. Такое театральное действо обязательно должно строиться на импровизации, которая, как считал Морено, позволяет бессознательному свободно выразить себя без постороннего вмешательства.

Каждое представление продолжается от полутора до двух часов и включает в себя три фазы: разогрев, действие и обсуждение. Задача психотерапевта — определить, какие процессы происходят в группе, «растормошить» ее участников, которые в начале психодрамы, как правило, еще не активны, и выбрать из их числа протагониста — главного героя сегодняшней пьесы.

Психотерапевтическая группа, как правило, состоит из шести — девяти человек и собирается на протяжении долгого времени. За это время в роли протагониста успевают выступить все ее участники.

В фазе разогрева могут использоваться следующие техники:

— «вспышка», когда, не беря долгую паузу на обдумывание, выступающий должен рассказать, что он чувствует и о чем думает в данный момент;

— косвенное представление — все участники разбиваются по парам и описывают остальным своего партнера;

— идентификация с частью — актер ставит себя на место какого-нибудь предмета, части тела или элемента одежды и говорит от его имени. Таким образом, пациент, например, может от лица своего мехового жакета рассказать, что он серый и бесцветный и хозяин надевает его, когда тому совсем ничего не хочется, разве что спрятаться в угол.

После того как психотерапевт выбрал из числа участников группы протагониста и роли для его партнеров, описал ситуацию, которая будет прорабатываться сегодня, и расставил на сцене реквизит, начинается сама игра.

Психодрама Якоба Морено в наркологии: техники, упражнения, формы и виды, отзывы

Существуют десятки различных техник психодрамы, но ключевыми для понимания этого метода являются три: дублирование, «зеркало» и смена ролей.

Во время дублирования один из участников психотерапевтической группы становится позади протагониста и произносит то, что, как он считает, сам пациент не способен или не осмеливается высказать из-за стеснения, страха, чувства вины, вежливости и т. д. «Дублируемый» может не соглашаться с этими репликами и корректировать их.

Техника «зеркало» заключается в том, что психотерапевт или один из участников наблюдает за поведением протагониста, а затем тщательно воспроизводит его на сцене.

Смотреть на себя со стороны, как правило, очень травматичное занятие, потому кто-то из группы должен в этот момент успокаивать протагониста.

Наблюдая за своими поступками в качестве зрителя, пациент может понять, насколько некрасиво они выглядели (например, как мелочно он ругался с медицинской сестрой во время завтрака), и отказаться от такого поведения.

В процессе смены ролей протагониста и второго участника просят изобразить друг друга в некой ситуации. При этом следует максимально точно передать манеру речи, позы, поведение и эмоции своего партнера. Смена ролей часто оказывается очень эффективной в семейной психотерапии.

В статье «Обзор психодраматических техник» Зерка Морено, супруга и коллега создателя метода, рассказывает следующий случай из практики своего мужа.

К нему обратилась женщина, маленький сын которой, Джонатан, панически боялся собак после того, как большой черный пес смертельно напугал его, неожиданно выскочив из-за кустов во время прогулки в парке.

Психотерапевт предложил мальчику и матери поменяться ролями: теперь женщина делала вид, что она боится собак, а сын ее успокаивал. Скоро он уже совершенно по-взрослому объяснял маме, что в собаках нет ничего страшного, а затем исчезла и его собственная фобия.

Три описанные выше техники соответствуют трем стадиям развития ребенка.

Отношения протагониста и его дубля должны в идеале напоминать взаимосвязь новорожденного с матерью в первые месяцы жизни, когда она инстинктивно угадывает потребности своего чада.

Если дублю удается точно выразить переживания пациента, протагонист воспринимает его высказывания как продолжение собственного внутреннего монолога, а не как замечания, сделанные со стороны.

Название техники «зеркало» отсылает к следующей стадии онтогенеза, когда ребенок начинает узнавать себя в отражении и развивает чувство собственной идентичности благодаря этому открытию.

Смене ролей соответствует тот этап нашего детства, когда мы учимся представлять себя на месте других людей.

В конце действа его участники и протагонист делятся друг с другом эмоциями, которые пережили, исполняя свои роли, и историями из жизни, напоминающими то, что происходило на сцене. При этом категорически запрещено высказывать оценочные суждения по поводу разыгранной ситуации или давать протагонисту советы.

Сценарий психодрамы может быть основан как на реальных травматичных событиях, которые уже имели место в жизни пациента или ждут его в будущем, так и на плодах воображения: снах, мечтах и галлюцинациях.

Якоб Морено кардинально изменил практику работы психоаналитика со сновидениями: его пациенты не просто пересказывали свои сны, удобно расположившись на кушетке, а оживляли их, разыгрывали на импровизированной сцене.

В таких психодрамах ведущий сначала просит участника лечь на кровать и войти в роль спящего, а затем воспроизвести сновидение, используя вспомогательные эго в качестве остальных персонажей.

В процессе этого представления пациент может постичь смысл увиденного сна в результате мгновенного катарсиса или избавиться от мучащего его повторяющегося кошмара.

Во время галлюцинаторной психодрамы участник так же подвергает испытанию реальностью свои галлюцинации, чтобы они прекратились.

Если пациент полностью погрузился в мир собственных фантазий, окружающее пространство перестраивается (опять-таки задействуются вспомогательные эго), чтобы ему соответствовать.

Человека, считающего себя Иисусом Христом, на сцене психодрамы окружили бы апостолами; Гитлеру ассистировали бы Гиммлер, Геббельс и Гесс.

Зерка Морено рассказывает, как ее мужу удалось излечить страдавшую от галлюцинаций пациентку Лидию. Ей казалось, что она видит под потолком призраков, одетых в черные балахоны.

Психиатр попросил троих участников группы изобразить на сцене этих жутких существ — девушка назвала их Духом ненависти, Духом страха и Духом смерти. В процессе беседы выяснилось, что последний олицетворял для нее боль, которую она причиняла покойной матери, доводя ее своими поступками до сердечных приступов.

Два других охватывали девушку при мысли о лечении электрошоком, применявшемся в середине ХХ века в психиатрических больницах.

Морено объяснил Лидии, что здесь не собираются использовать этот варварский метод и никто не осуждает девушку за прежние поступки. Обряд медицинского экзорцизма оказался успешным: «духи» покинули девушку и никогда больше ее не беспокоили.

Одним из принципиальных отличий психодрамы от классического психоанализа была следующая установка: пациент — социальное существо, и работать с ним вне контекста его связей и окружения бессмысленно.

Мельчайший элемент этой структуры Морено называл «социальным атомом», который «окутывает» нас с рождения.

Сначала он состоит из родственников, затем — из друзей и коллег, а с возрастом его элементы начинают утрачиваться безвозвратно, и с каждой такой потерей мир человека тускнеет, он переживает «социальную смерть».

Психотерапевт не может работать на уровне мельче социального атома: обособленный индивид — это фикция.

В ходе такой практики протагонист «собирает» вокруг себя людей из ближайшего окружения, чьи роли исполняют остальные участники группы, в соответствии со своими представлениями об их отношениях.

Психодрама Якоба Морено в наркологии: техники, упражнения, формы и виды, отзывы

Похожа на практику «социального атома» и разработанная Морено техника социометрического тестирования для анализа взаимоотношений в малых группах. Метод основан на предложенной им же теории изучения межличностных связей, которая находится на стыке психологии и социологии.

В ходе социометрического тестирования испытуемому дают задание ранжировать остальных участников группы: кого он меньше или сильнее всего хотел бы видеть партнером в разных ситуациях — в работе над проектом, в совместной загородной поездке и т. д.

? Совокупность этих симпатий и антипатий затем изображается графически в виде социограммы, которая позволяет судить об эмоциональных процессах, происходящих внутри коллектива.

Пациента можно попросить представить, что о нем думают окружающие, а уже затем предложить им пройти психометрический тест. Если человек психически здоров, полученные схемы, как правило, совпадают. У пациентов с нарушениями восприятие социальных связей очень искажено, и эти картины будут сильно различаться.

Разработанные Морено техники могут применяться не только для помощи конкретному пациенту, но и в групповой психотерапии — для решения проблем, существующих на уровне коллектива (семьи, небольшого предприятия или класса).

Для этого используется практика под названием «социодрама».

По содержанию процесса она не отличается от психодрамы почти ничем, за исключением того, что в ней нет главного героя (протагониста), в ходе представления прорабатывается проблема, волнующая весь коллектив, и иногда применяются особые техники — например, групповой обмен ролями.

Морено считал, что социодрама может использоваться как форма микросоциологии: исследуя маленький коллектив, терапевт обнаруживает в нем процессы, свойственные обществу в целом. Например, при работе с группой анонимных алкоголиков открываются причины, приводящие людей к зависимости от спиртного.

Появление психодрамы стало закономерным следствием обострившегося в начале ХХ века интереса к свободной импровизации и человеческому бессознательному.

Такие направления, как сюрреализм и театр абсурда, возникли в искусстве примерно в одно время с экспериментами Морено, и их цели были похожи — дать психическим процессам свободно воплощаться в творческом действии.

Идею человеческой деятельности как игры развил Йохан Хейзинга в знаменитом трактате «Человек играющий», опубликованном в 1938 году, а пристальное внимание к социальным связям пациента стало характерной чертой психотерапии 60-х.

Хотя сейчас психодрама как самостоятельный метод широко не применяется, вклад Морено и его последователей в развитие групповой психотерапии переоценить сложно.

Сегодня мы встречаем элементы психодрамы в разных ее формах — от работы с семейными проблемами до «программы 12 шагов» и лечения посттравматического расстройства.

Источник: https://knife.media/story-of-psychodrama/

Психодрама — эффективный метод групповой психотерапии

Знали ли вы, что природу человека, его внутренний мир и взаимоотношения с окружающими людьми можно исследовать, используя ролевую игру? Речь идет о необычном и весьма действенном методе.

Свою форму психодрама позаимствовала у театра, спонтанность – у игры, а глубину – у психоанализа. Участник психодрамы (протагонист) на некоторое время становится актером, пытаясь выразить свои переживания через игру.

Из статьи вы узнаете, как это происходит.

Что такое психодрама

Психодрама — это метод групповой терапии, являющий собой ролевую игру, во время которой используется драматическая импровизация.

Попросту говоря, психотерапия – это один из методов изучения внутреннего мира человека. Группой создаются условия для спонтанного выражения эмоций и ощущений, имеющих отношение к важным для клиента темам. Психодрама базируется на принципах игры.

Этот коррекционный метод был придуман после эксперимента, поставленного знаменитым психологом Якобом Леви Морено после Первой мировой войны. Тогда он назвал свой эксперимент «спонтанным театром». Психолог задумался о терапевтической силе игровых методик в день, когда он заметил, как дети в венских парках переводят в игру свои фантазии.

Читайте также:  Можно ли пить валерьянку с алкоголем: совместимость, последствия, правила сочетания

Впоследствии он развил свою идею, став не только основателем психодрамы, но и групповой терапии. Несмотря на то, что метод возник еще в ХХ столетии, своей актуальности он не потерял и поныне. Более того, он получает все более активное распространение в США и многих европейских странах. Основные понятия и термины метода: спонтанность, ролевые игры и роли, катарсис и инсайт, теле.

Дадим им краткую характеристику.

Роли и ролевые игры

Важно сразу увидеть различия между психодрамой, как метода терапии, и театральной игры. В спектаклях актеры получают четко прописанную роль, имея лишь незначительные возможности импровизировать. В психодраме все иначе: какой-либо заданный сценарий отсутствует – он создается участниками группы по ходу действа.

Спонтанность

Под спонтанностью имеется в виду естественность реагирования и восприятия. Термин можно встретить в разных видах психотерапии, так как большинство пациентов довольно зажаты шаблонами поведения и психологической защитой. То есть, детская спонтанность утеряна. Цель терапии – обретение спонтанности, позволяющей избавиться от множества неврозов и комплексов.

Теле

Предполагается, что это понятие имеет нечто общее с тем, кто Фрейд называл трансфером. Под этим понятием «отец психоанализа» подразумевал перенос пациентом на психолога важных для него чувств. Многие последователи Фрейда применяли также термин контрперенос, подразумевая под ним состояние эмпатийного сопереживания психоаналитиком состояния пациента.

В собственном методе Морено объединил понятия трансфера и контрперенос, дав им общее определение «теле». Им характеризуется двусторонний процесс эмпатиийного восприятия – не только между психоаналитиком и протагонистом, но и всеми участниками процесса.

Катарсис

Известно, что в античной Греции этим словом обозначалось просветление, достигнутое посредством страданий. Впоследствии Фрейд ввел термин «катарсис» и в психоанализ, определяя ним такое явление, как обнаружение через эмоциональные переживания истинных причин невроза.

За этим следует этап исцеления (облегчение). Термин применялся и применяется в большинстве видов психотерапии, и Морено не стал исключением. В его методе катарсис получил дополнительное толкование. Его должен пережить не только клиент, но и прочие участники психодрамы.

Инсайт

В английском языке словом insight обозначают внезапное озарения. Пример: состояние Сократа, сделавшего неожиданное открытие, и воскликнувшего: «Эврика!». Определение применимо во многих видах современной психотерапии, подразумевая под собой внезапное осознание клиентом своей проблемы, либо резкие перемены в восприятии собственной личности.

В психологии инсайт зачастую происходит через катарсис. Атмосфера и динамика психодрамы обычно к этому и ведет.

Перед занятием психоаналитик доносит до группы смысл психодрамы, делится ее этапами, рассказывает, как она будет реализована на практике. Теория доносится до группы в объеме, соответствующем уровню ее подготовки.

Основные методы психодрамы

Психодрама – это терапия, имеющая многочисленные вариации, и ее основными методами считаются: метод двойника, отображение, монолог, обмен ролями.

Двойник

В чем принцип методики? Один из участников группы, которого выбирают остальные, либо сама протагонист, либо психолог, становится дублером «главного героя».

Он внимательно анализирует его монолог, готовясь в любую секунду подхватить, продолжив вместо него поиск решения проблемы, когда тот начнет погружаться в нее.

У этого метода имеется вариация: двойник пытается досказать за главного героя то, что «осталось за кадром».

Этот метод предполагает способности к эмпатийному взаимопониманию с протагонистом, и умение идентифицировать его с собой. При психодраме регулярно меняются двойники и протагонисты, чтобы каждый примерил на себя разные роли.

Допускается участие других членов группы, выступающих как вспомогательные Я – они дополняют то, что было не высказано двойником и главным героем.

Важно понимать: двойник не может выступать от своего лица – он должен почувствовать в себе протагониста, его внутренний голос. Поощряются разные типы двойников – ироничные, скептики, активные, откровенные и прочие.

Разнообразие характеров позволит всем участникам процесса увидеть со стороны не только чувства главного героя, но и собственные.

Представители подавляющего большинства видов психотерапии полагают, что залогом психического здоровья является разностороннее восприятие собственной личности, окружающих и общей действительности.

Отображение

Метод подразумевает механизм обратной связи. Протагонист начинает наблюдать за тем, как его изображают прочие члены группы. Он видит себя глазами других – это дает ему более полное мнение о себе, внести некоторую коррекцию в привычное мировоззрение, поведение.

Монолог

Высказывания главного героя и его вспомогательных Я. Монолог звучит на важную для протагониста тему. Он пытается ее в полной мере донести до слушателей, попутно вновь ее осмысливая. Анализируя реакцию группы, он находит в волнующем вопросе новые важные грани.

Обмен ролями

В психодраме случается обмен ролями. Клиент может быть двойником, протагонистом, вспомогательным Я. Так он учится анализировать происходящее вокруг, лучше понимать остальных, и себя.

Методики разделяются условно, ведь в каждой из них общие элементы сочетаются – просто в разных соотношениях. Опытному руководителю группы удачно удастся скомбинировать их, вовремя почувствовав момент для удачной замены.

Кратко рассмотрим некоторые иные методы, применяющиеся в психодраме.

Методика свечи

Каждому члену группы на занятии удается побывать двойником, протагонистом, вспомогательным Я.

Проекция будущего

Главный герой озвучивает фантазии того, что произойдет в будущем (близком или отдаленном).

Беседы при свечах

Главный герой становится спиной к группе, прислушиваясь, как прочие члены группы обсуждают его поведение, фантазии, мысли.

Элементы психодрамы нашли применение в каждом виде групповой психотерапии. Также терапию успешно используют при лечении алкоголизма, легких и тяжелых нервных расстройств, наркомании, при коррекции поведения.

Психодрама Морено

Сам Морено заявлял, что впервые он использовал свою методику, побеседовав с молодым театральным актером. Тот поведал о трудностях в отношениях с возлюбленной.

Воспользовавшись содействием коллег парня, психоаналитику удалось вывести его на сцену, где предложил ему в импровизационной форме рассказать о своих переживаниях.

Этот опыт оказался полезным не только для актера, но и для всей труппы.

Морено продолжил свои захватывающие эксперименты с групповой игрой, дополняя их формализованными методами. Он приступил к разработке технических приемов, впоследствии оказавшиеся обязательной частью терапии.

Работая над своей методикой, психоаналитик основывался на мнении: любой индивид имеет естественную способность к играм, перевоплощениям в определенные роли. Это дает ему возможность творчески подойти к решению проблем, внутренних конфликтов. Приступая к разыгрыванию ситуации, клиент начинает использовать креативность и спонтанность.

Возникает настоящая эмоциональная связь между членами группы, а также катарсис ведущий к повышению творческой активности.

Якоб Леви Морено заявлял, что психодрама – это наука, пытающаяся достичь истины драматическим путем. Он отмечал, что главная задача метода – разрешение личных противоречий в микроскопе мира, которым выступает группа.

Человек отыгрывает свои фантазии, страхи, амбиции. Терапия подразумевает серьезную вовлеченность всех членов представления в разбор актуальных проблем в их реальном виде, а также в виде воспоминаний и первых впечатлений.

Основа терапии – действие. Морено утверждал, что метод помогает «истине души познать себя в действии». Многие предпочитают дать мысленный анализ своим неприятностям, чтобы добиться сути. Мы делаем выводы «внутри себя», и там же определяем причину случившегося.

Психодрама действует иначе, перенося проблему в действие. Человек может рассмотреть ее под неожиданным углом, более комплексно. Случившееся будто разворачивается во времени и пространстве, возникнув вновь в настоящем.

Появляется дополнительная возможность рассмотреть все с разных точек зрения, руководствуясь разными функциями психики: ощущениями, мышлением, интуицией.

Может показаться, что в терапии все идет играючи, без лишних усилий, однако она базируется, на непростом действии, осуществляемом поэтапно. Имеется в виду драма. Внутренний конфликт нужно изобразить драматически, перенести в действие сложную внутреннюю проблему.

Все это дает возможность человеку проработать забытые воспоминания, проанализировать их, опираясь на внутренний голос и мировоззрение. Многие люди, испытавшие психодраму на себе, назвали ее переломным моментом в жизни, направившим в иное русло отношения с окружающими.

Большинство из нас сталкивались с сильными переживаниями, которые даже спустя длительное время оставались на задворках памяти, как-то проявляли себя в реальной жизни. Это значит, что они прочно укоренились в душе, затронув важные струны психики.

Это переживание было подавлено, возможно, оно неосознанное, не проанализированное. Однако оно продолжает проявлять себя, требуя серьезного переосмысления. Психодрама максимально подходит в подобных случаях, когда необходимо высвободить свои эмоции.

Техника проведения психодрамы

Хотите подробней узнать о техниках проведения психодрамы? Перед вами описания некоторых из них.

Магазин

Участники группы делят между собой роли продавцов и покупателей, впоследствие разыгрывая сценки конфликтов, ищут методы их разрешения. Берутся классические варианты возможных ссор, либо совсем нетипичные. Участники сами выбирают конфликт.

При этой технике клиенту предлагается брать на себя разные роли, взаимодействуя с разными членами группы.

Благодаря этому упражнению человек может научиться отстаивать свои интересы, находить компромиссные решения – без этого невозможно без проблем существовать в обществе.

Автобус

Игрокам предстоит образовать внутренний и внешний круг. Изображающие внутренний круг являют собой пассажиров, едущих без билета. Члены внешнего круга – контролеры.

Им предстоит начать дискуссию: одни будут оправдываться, другие – стыдить, угрожать, входить в положение. Диалог даст возможность проявить свои индивидуальные особенности.

После игры участники приступают к анализу собственного поведения и друг друга.

Предпочтительней, чтоб партнеры периодически менялись – каждому нужно испытать себя в разных ролях, проявить себя. Обратившись к психоаналитику, участники психодрамы, конечно, понимают, что страдают от тех или иных проблем, неуверенности, зажатости. Терапия и упражнения помогают побороть комплексы.

Люди, выступающие в образе безбилетного пассажира, обретают способность преодолевать боязнь перед контролером, доказывать свою позицию.

Люди, изображающие контролера, приобретают умение говорить «нет», попадая в неудобное для них положение, сталкиваясь с навязчивыми просьбами.

Если же они принимают доводы человека без билета, это говорит о том, что они учатся входить в положение другого, несмотря на предписания.

Семья

Одному из участников психодрамы разыгрывают сценку, естественную для его семьи. Перед этим он распределяет роли среди прочих участников. Упражнение помогает ему увидеть себя со стороны, с иной точки зрения посмотреть на ситуацию в семье, на их отдельных членов. После того, как игра подходит к концу, участники традиционно начинают ее обсуждение.

Читайте также:  Что такое липома и как ее лечить народными средствами в домашних условиях без операции: отзывы

Монолог с двойником

Главный герой оказывается в центре круга, стараясь наиболее точно проанализировать и передать прочим жестами и фразами мысли и ощущения, которые он в настоящий момент испытывает.

Спустя некоторое время за его спину становится двойник – он, используя жесты и мимику, сопровождает звучащий рассказ. Каждому члену группы рекомендуется применить на себя, как первую, так и вторую роль. Традиционно сцена завершается обсуждением произошедшего.

Группа обсуждает, насколько понятно протагонист выразил свои эмоции, и сумел ли двойник понять их и правильно донести.

Это упражнение и его последующее обсуждение очень полезно – участники, включая зрителей, приобретают способность выражать и понимать свои и чужие эмоции. Осваивается важное условие саморазвития, приобретаются новые навыки общения.

Методики периодически могут повторяться на следующих встречах с терапевтом. Не все участники сразу же способны понять собственные роли, вникнуть в позицию сценариста.

Если вы испытываете скованность, зажатость, не можете до конца проанализировать, что именно испытываете, и чего ждете от себя и окружающих – психодрама сумеет вам помочь, высвободить чувства и эмоции, о которых вы могли даже не подозревать. Подходит для всех возрастов.

Смотреть видео

Источник: https://PsyLogik.ru/117-psihodrama.html

Упражнения по психодраме

Ниже приведен список упражнений проводимых в ходе сеанса психодрамы. Более подробно ознакомится с техниками данного направления психотерапии можно по этой ссылке.

«Разогрев». К какому времени относятся отношения, которые вы хотели бы прояснить для себя: к прошлому или настоящему? Сформируйте пары и в течение нескольких минут делитесь со своим партнером конфликтом, который вы хотели бы исследовать в ходе сессии.
Поделитесь своими пожеланиями или жалобами.

Сделайте несколько кратких комментариев о том, что вы переживаете в данный момент и какую личностную работу вы хотели бы провести во время предстоящей сессии.
Подумайте, какую фразу вы очень хотите (или очень не хотите) услышать от кого-либо из партнеров по группе или от своего друга или члена семьи.

А теперь станьте этим человеком и произнесите эту фразу.

«Самопредставление» (в виде монолога или интервью).

«Исполнение роли» (человека, субличности, части тела, предмета, понятия).
«Пустой стул»: к нему обращаются так, как будто на нем сидит значимый другой или собственная субличность.
«Персонификация» животных и предметов, наделенных качествами, которых не хватает участникам.
«Что мешает мне позаботиться о себе». Опишите партнеру свою ситуацию. Возьмите на себя роль той части, которая нуждается в помощи, и выразите ее в действии.
Сделайте то же самое с частью, которая мешает вам позаботиться о себе. Затем пусть партнер возьмет на себя эти роли. Обсудите с ним альтернативы и выразите это в действиях. Вариант для троек: после того. как вы определили части и нашли способы их выражения, вы создаете скульптуру, где партнеры берут на себя роли разных частей. «Монолог с двойником». Один из участников расхаживает в кругу, образованном группой, и произносит свободные ассоциации. Через несколько минут другой участник встает за его спиной и повторяет все его слова и движения. Двойник настраивается на скрытые мысли и чувства выступающего и начинает изображать и их. Через несколько минут двойника сменяет следующий участник, пока в этой роли не побудут все члены группы.

«Техника Мидаса». Группа пытается по поведению участника, отличающегося сдержанностью, определить его тайные желания. Затем с согласия участника дублеры в преувеличенном виде отображают соответствующие его проявления.

«Возврат во времени». Воссоздание картин прошлого по принципу «здесь и теперь».
«Шаг в будущее». Разыгрывание ожидаемого или воображаемого будущего.
«Сновидение». Разыгрывается как реальная ситуация, чтобы понять его экзистенциальный смысл и при необходимости научить участника видеть приятные сны.
«Письмо». Участники по очереди пишут на воображаемой бумаге вслух предельно откровенные письма значимым другим, дублер дописывает постскриптумы.
«Телефонный разговор»: то же по телефону, в качестве абонента отвечает вспомогательное лицо.
«Реплики в сторону» (при невозможности высказать что-то партнеру прямо).
«Близкие и далекие». В роли Терапевта разместите членов группы в пространстве, назначьте каждому определенную роль, определяя позу персонажа и снабжая его соответствующей репликой. В заключение персонажи начинают взаимодействовать друг с другом. Вариант этой игры: Терапевт расставляет участников вокруг себя на дистанции, соответствующей его представлению о степени близости между людьми.
«Скульптура семьи». В роли Терапевта выберите в группе тех, кто напоминает вам членов вашей семьи, в том числе тех, с которыми вы росли. Усадите семью за обеденный стол или разместите в определенных позах для разыгрывания какой-то ключевой ситуации. Расстояние между членами семьи символизирует близость их отношений. Каждому дайте краткую информацию о его прототипе и реплику, отражающую характер персонажа. Затем Терапевт превращается в актера и занимает собственное место в семье. Все несколько минут вживаются в свои роли, взаимодействуют в ролях и потом делятся своими впечатлениями.
«Шахматная доска». Участник в роли короля выбирает другие фигуры, которые нападают на него или защищают.

«Свеча» позволяет члену группы несколько минут побыть на авансцене в роли протагониста.

«Вопросы протагонисту»:
— Кто доставляет вам больше всего проблем, с кем вы связываете свои трудности?
— Какие несколько слов или фраз могут лучше всего описать ваших отца и мать?
— Вы можете назвать основное сообщение, которые вы получали от родителей?
— В какие моменты вы чувствуете себя наиболее изолированным от других и покинутым?
— Что вы делаете, когда чувствуете себя отверженным или нелюбимым?
— На сколько лет вы себя чувствуете сейчас?
— В чем бы вы хотели изменить поведение своего мужа (своей жены) по отношению к вам? В какие моменты вы чувствуете, что ваш муж (ваша жена) критичнее всего к вам?
— Какие слова супруга (супруги) расстраивают вас больше всего?
— Какие несколько фраз хотели бы вы сказать своему ребенку?
— Что бы вы хотели услышать от него?

«На троне». Протагонист садится на стол, как на трон перед своими подданными, они выражают восхищение его достоинствами.

«Горячий стул» (разговоры за спиной). Протагонист садится спиной к группе и слушает, как его обсуждают.
«Фотоальбом». Протагонист описывает свою давнюю фотографию, сажает на стул дублера, представляющего его на фото и вступает с ним в диалог.

«Театр сновидения». Участники разыгрывают части сна под управлением сновидца, который распределяет роли и задает нужное ему направление или предоставляет участникам свободу импровизации.
«Тест на спонтанность». Протагониста неожиданно ставят в заранее подготовленную с дублерами ситуацию и просят действовать как можно естественнее.

«Зеркало». Показ протагонисту, сидящему в это время в зале, определенных особенностей его поведения – возможно, в преувеличенном виде.

«Обмен ролями» позволяет протагонисту не только увидеть себя со стороны, но и побыть в роли значимого другого или отождествиться со своей субличностью, чтобы лучше ее прочувствовать и осознать.
«Дублирование». Привлечение двойника – Альтер эго протагониста для отражения и озвучивания скрытых аспектов его поведения.
«Максимизация». Терапевт предписывает протагонисту довести до максимума проявление сопротивления с целью осознать его.
«Конкретизация». Абстрактное выражение сопротивления воплощается в физической форме.
«Круг давления» (прорыв вовне). Круг символизирует давление и гнет, который испытывает протагонист. Круг образуют члены группы или расставленные протагонистом стулья, кого-то или что-то изображающие. Протагонист прорывается из круга, отодвигает стулья.
«Стена» (прорыв внутрь). Круг участников символизирует внутренние барьеры протагониста, отделяющие его от значимого человека, роль которого исполняет участник, стоящий внутри круга.
«Круг утешения». Участники окружают протагониста и выражают ему словами и невербально свое сочувствие и любовь. Используется после отреагирования печали и при завершении работы.

«Шеринг из ролей». Исполнители тех или иных ролей, в том числе дублеры протагониста, описывают чувства своих персонажей, испытанные во время игры.
«Деролинг». Протагонист подходит к каждому участнику со словами: «Ты больше не… Ты (называется реальное имя участника)».

«Шеринг от себя». Зрители оценивают точность выражения чувств, высказывают мнение об исполнении ролей, отмечают проявленные протагонистом ресурсы, достигнутое им понимание проблем и полученные умения.

Затем участники описывают то, что они испытывали по отношению к своей роли, свои чувства в отношении разыгранного конфликта. После этого члены группы рассказывают о собственных проблемах, которые они осознали во время сессии (идентификация проблем).

Выделяются новые способы реагирования и обсуждаются возможности применения их в будущем.

«Ответы участников».
— Что нового Вы узнали для себя из роли терапевта, протагониста, дополнительного «Я», члена аудитории или участника процессинга?
— Какие трудные моменты Вы испытали в этой драме из роли терапевта, протагониста, дополнительного «Я», члена аудитории или участника процессинга?

— Что Вы воспринимаете удачным (достигшим цели) в этой сессии из роли терапевта, протагониста, дополнительного «Я», члена аудитории или участника процессинга?

Фаза разогрева
— Какую динамику произвел конкретный протагонист? Каков был критерий выбора этого протагониста? Каковы ваши осознания по поводу социометрии в группе?

Фаза действия
— Соблюдались ли основные правила психодрамы? Определите два правила, которые лично вы поддерживали. Определите одно правило, требующее особого внимания.
— Была ли дана протагонисту возможность что-либо переделать или доделать?

— Как были использованы дополнительные «Я»? Как они не были использованы?

  • Заключительная фаза
    — Каким образом было облегчено вхождение протагониста обратно в группу?
  • — Облегчил ли терапевт деролинг дополнительных «Я»?

Общие вопросы
— Ощущалось ли четкое различие между психодраматической и каждодневной реальностью?
— Какие роли в этой драме Вы хотели бы играть, но не играли?
— Были ли Вы способны участвовать в психодраме в той степени, в которой хотели?

— Что, по Вашему мнению, следовало бы подробнее осветить во время процессинга?

Источник: https://psyera.ru/2461/uprazhneniya-po-psihodrame

Ссылка на основную публикацию