Профилактика наркомании среди подростков в школе и в семьях: содержание, задачи, рекомендации

Наркомания в наше время достигла масштабов эпидемии.Ее распространениеидет гораздо быстрее, чем принимаются меры по борьбе с этим страшным явлением. Поэтому немаловажное значение в современном обществе приобретает профилактика наркомании. Она подразумевает комплекс мер, предупреждающих появления наркомании.

Наркотическая зависимость – это состояние человека, когда он постоянно думает о наркотиках, стремится получить их для определенных приятных  ощущений или избавления от психического дискомфорта. Ради того, чтобы получить ощущение эйфории, наркоман идет на все.

Он легко переступает границы морали, разрушает свою семью, становится преступником и даже убийцей. Личность больного наркотической зависимостью становится эгоцентричной, а тело истощается, в результате чего наркоман  с невероятной скоростью «катится» к своей гибели.

Так как интересы наркомана сосредотачиваются только на добыче и употреблении наркотиков, в кругу его общения находятся, в основном, антисоциальные личности. Наркоман с опытом не имеет работы, друзей, семьи.

Для общества он совершенно бесполезен и только доставляет проблемы.

Поэтому общество не только ради своего комфорта, но и в гуманных целях стремится уменьшить рост наркомании и вернуть к полноценной жизни людей, зависимых от наркотиков.

И самым доступным и современным способом для этого является профилактика наркомании и токсикомании в школах. Ведь именно подростки чаще всего становятся жертвами этих пагубных пристрастий.

Дети при нужном подходе и доступной информации способны сформировать собственное мнение о таком явлении, как наркомания.

Они в состоянии четко понимать, что такое наркотики, как они действуют на организм, и каковы последствия их употребления.

Профилактика наркомании среди подростков

От качества профилактической работы зависит жизнь потенциальных наркоманов, членов их семей и общества вообще. Поэтому  профилактика наркомании у подростков не должна проводится халатно и «ради галочки».

В России в начале прошлого века наркомания имела широкое распространение. В употреблении были и кокаин, и опиаты. К концу 30-х годов Советский Союз практически полностью искоренил это явление, хотя никакие профилактические меры не проводились.

Профилактика наркомании среди подростков в школе и в семьях: содержание, задачи, рекомендации

Причиной невероятного успеха стал «железный занавес», изолировавший СССР  от других стран, а также жесткий контроль над гражданами, массовые репрессии и невысокая степень коррумпированности чиновников.

В 60-е годы процент наркоманов среди населения Советского Союза был мизерным. И в него входили, в основном, морфинисты, получившие зависимость во время лечения от тяжелых заболеваний, и пациенты психиатрических клиник, получавшие наркотики по рецептам врачей.

Члены их семей и знакомые также входили в этот небольшой процент.

В то время профилактика наркомании сводилась только к предупреждению людей об опасности употребления морфия в качестве медикамента. К немногим в те времена наркоманам тогда было сострадательное отношение, как к ущербным людям.

Даже в уголовном кодексе Советского союза не было статьи об изготовлении и распространении наркотиков. Все преподносилось так, что наркомания в стране отсутствует.

Но в южных районах государства традиция выращивания мака и конопли процветала. Эти культуры использовались как лекарства при некоторых заболеваниях и седативные препараты.

Но к концу 70-х игнорировать резкое увеличение наркозависимых власти уже не могли.

Тогда профилактика наркомании в молодежной среде смогла бы значительно снизить количество наркоманов, но проблему замалчивали. 80-е годы стали периодом формирования нового образа наркомана.

Молодежь употребляла внутривенно опий, эфедрин, первитин. Иметь следы от укола шприцем или томно почесывать место укола даже стало модно. Быстро налаживалась сеть распространения наркотиков.

В свободной продаже за сущие копейки можно было купить сильнодействующие наркотические препараты.

Наркоманы стали предметом интереса общества, они выделялись из общей массы. В 90-х годах страну охватила настоящая эпидемия наркотической заразы среди подростков. По сравнению с тем временем, в наши дни количество наркоманов уменьшилось, но это только за счет высокой смертности.

Но общая тенденция к наркотизации общества растет. В России служба наркоконтроля утверждает, что 5,5% населения страны – наркоманы. В Украине количество только тех, кто состоит на учете в наркодиспансерах, равняется 300 тыс. человек.

А реальное количество наркозависимых больше раз в десять.

Мероприятия по профилактике наркомании

Профилактика наркомании должна стать неотъемлемой частью просвещения. Для этого в школах проводятся  лекции и занятия по профилактике наркомании, демонстрируются документальные и художественные фильмы.

Хорошая профилактическая работа среди подростков дает ощутимые результаты, и она должна вестись постоянно и в широких масштабах.

Правильно проведенные профилактические мероприятия среди подростков обязательно станут сдерживающим фактором и уменьшат количество молодых людей, «присевших» на наркотики.

Профилактика наркомании среди подростков в школе и в семьях: содержание, задачи, рекомендации

Педагоги, психологи и социальные работники в своей работе по профилактике наркомании среди подростков и детей могут пользоваться методами, разработанными в России. Основной принцип этой методики основан на заполнении информационного вакуума и предполагает создание действующего и постоянно финансируемого потока рекламы и публикаций в СМИ о мерах профилактики наркомании и алкоголизма.

Информация по профилактике наркомании должна соответствовать следующим требованиям:

  • быть позитивной и не иметь оттенка безысходности;
  • негативная информация должна освещать трагические последствия употребления алкоголя и наркотиков;
  • в СМИ не должны демонстрироваться сцены употребления наркотиков и алкоголя;
  • любая публикация должна иметь вывод в виде понятной информации и рекомендациям по профилактике употребления алкоголя и наркотиков;
  • каждая публикация должна иметь мотивационное воздействие на адресную аудиторию;
  • подготовку материалов должны осуществлять только специалисты – наркологи,  психологи, сотрудники правоохранительных органов, социальные работники;
  • любую информацию по профилактике наркомании и алкоголизма должен одобрить специальный экспертный совет.

Также в комплексе мер по профилактике наркомании должно быть организовано телефонное консультирование.

Три телефонные службы, работающие в одной системе, смогут стать своеобразным информационным мостом для населения и помогут отслеживать координаты наркопунктов. Это следующие службы:

  1. «Горячая линия». Ее цель – информировать население по вопросам алкоголизма и наркомании, а также давать сведения о лечебных и реабилитационных учреждениях.
  2. Круглосуточный телефон поддержки для наркозависимых. На телефоне работают специалисты по химической зависимости.
  3. «Телефон доверия». От телефона поддержки отличается тем, что на вопросы отвечают и дают рекомендации профессиональные психологи.

Наркомания, как и алкоголизм – это не личное дело отдельно взятого человека. Из-за наркотизации у зависимых очень высокий риск заболевания СПИДом, венерическими болезнями, гепатитами, и не меньшая возможность их распространения.

Сочетать наркотики и учебу невозможно, поэтому молодежь, втянутая в наркоманию, быстро дезадаптируется в обществе, втягивается в криминал, теряет семью и становится потенциально опасной для окружающих.

Для обеспечения активной работы по профилактике алкоголизма и наркомании, остановки эпидемии и оказания посильной лечебно-реабилитационной помощи больным требуется соответствующая законодательная база.

Ведь, в первую очередь, необходима административная ответственность за употребление наркотиков и возможность обследования подозреваемых в наркомании лиц.

Первичная профилактика наркомании и реабилитация несовершеннолетних, употребляющих ПАВ, должны иметь широкую основу.

Виды профилактики наркомании

В терминологии ВОЗ различают первичную, вторичную и третичную профилактику. В задачу первичной профилактики ставят предупреждение употребления наркотиков. В методике этой профилактики существует четыре основных направления:

  1. активная воспитательная работа среди молодежи и подростков;
  2. санитарно-гигиеническое воспитание населения;
  3. общественная борьба с распространением и употреблением наркотиков;
  4. административно-законодательные меры.

Вторичная профилактика наркомании – это раннее выявление лиц, употребляющих психоактивные вещества, и их лечение, а также предупреждение рецидивов и проведение поддерживающей терапии.

В задачу третичной профилактики входит социально-трудовая и медицинская реабилитация больных наркоманией.

Предрасположенность к наркотизму определяется определенными патохарактерологическими особенностями личности. Склонность к употреблению наркотиков имеют подростки с неустойчивым, истерическим характером, терпимые к любым отклонениям от социальных и психических норм, склонные к депрессии, негативно настроенные к основным социальным требованиям.

Профилактика наркомании предполагает и активное выявление пунктов наркотизации. У молодежи сильно развито чувство солидарности, поэтому они употребляют наркотики в группе.

Так что от обследуемого подростка вряд ли удастся получить сведения об его «товарищах» по наркотикам.

Для этого следует использовать метод фронтального обследования ближайшего окружения нововыявленного потребителя наркотических препаратов.

Немаловажной в профилактике наркомании является санитарно-просветительная работа среди детей и подростков. Но по этому вопросу на сегодня нет единого мнения. Одни специалисты рекомендуют проводить медицинскую пропаганду в школе на протяжении всего учебного года. Другие считают необходимым ввести в учебную программу курс по профилактике наркозависимости.

Представителями наркологической службы в школах и вузах должны проводиться семинары по обучению преподавателей простейшим приемам выявления различных видов опьянения, формированию у подростков настороженности к этой проблеме. Необходимы рассказы о реальных случаях тяжких последствий наркотизма – медицинских и социальных.

Особенно убедительны сообщения о тяжелых отравлениях, ранах, смертельных исходах от передозировок наркотиков и т.п. Необходимо также акцентировать внимание подростков на пагубном влиянии наркотиков на физическое развитие, интеллект и потомство.

Очень важным в профилактических мерах является взаимодействие подростковой наркологической службы и соответствующих подразделений МВД, а также комиссий по делам несовершеннолетних.

Сотрудники милиции должны способствовать привлечению молодежи к обследованию и лечению от наркомании.

Если подросток уклоняется от посещения наркологического диспансера, не поддается психотерапевтическому воздействию и является лидером группы наркоманов, то здесь необходимо принимать административные меры.

В настоящий момент, к сожалению, медицинская психология, наркология и социология не имеют достаточных знаний для выработки рациональной и эффективной системы профилактики наркомании и алкоголизма среди подростков.

До сих пор нет научных данных о биохимических механизмах формирования наркотической зависимости.

Эта проблема требует всестороннего изучения, только тогда будет возможна выработка эффективной стратегии профилактики наркомании.

В феврале 2000 г.

в Красноярске было создано муниципальное учреждение «Молодежный центр профилактики наркомании», стратегией которого являетсявоспитание психически здоровой личности, способной самостоятельно решать жизненные задачи без приема психоактивных средств. Этот центр ежегодно проводит городские акции, посвященные Всемирному дню борьбы с наркоманией, Всемирному дню борьбы с курением и флеш-моб, посвященный Всемирному дню Здоровья.

Источник: http://ProZavisimost.ru/narkomaniya/profilaktika-narkomanii.html

Профилактика наркомании в учебных заведениях

В последнее время ситуация по использованию сильнодействующих веществ и их теневой продажей становится все тяжелее, и это касается практически всех регионов, входящих в Российскую Федерацию.

В геометрической прогрессии возрастает количество лиц, потребляющих психоактивные  вещества, что, соответственно, увеличивает число зависимых – наркоманов и токсикоманов.

Причем среди числа людей со сформированной тяжелой зависимостью преобладающее число – подростки.

С каждым годом среднестатистический наркоман (токсикоман) становится все моложе, причем в процесс вовлекаются уже и девочки – подростки.

На первое место выходит использование очень сильных наркотических синтетических средств, таких как амфетамины или героин. Подростки, в силу особенностей несформированного организма быстрее получают зависимость от этих веществ.

Это усложняет задачу применения эффективных мер после первичного использования наркотика и укорачивает этот период, а также объясняет, почему при первом обращении так сложно оказывать помощь именно этому контингенту.

Читайте также:  Левосин: инструкция по применению, цена, отзывы, аналоги, состав

Подобные обстоятельства говорят о том, насколько важно активно заниматься первичной профилактикой наркомании и токсикомании.

Такое положение отягощено еще и тем, что более взрослое поколение молодых людей показывает пример беспечного отношения к употреблению психотропных веществ.

Эта разновидность наркотической субкультуры процветает в учебных учреждениях, ночных клубах и других заведениях для проведения досуга.

Основные постулаты, которые внушаются подросткам, заключаются в том, что наркотики существуют «легкие» и «тяжелые», их употребление дает свободу личности, они помогают решить все проблемы. Много говорится о легализации наркотических средств.

Профилактика наркомании среди подростков в школе и в семьях: содержание, задачи, рекомендации

Важность профилактики наркомании в учебных заведениях подтверждает то, что достоверно установлено – большую часть впервые попробовавших наркотическое вещество составляют ученики, получающие среднее специальное образование в различных заведениях.

Основное содержание профилактических мер

Сущность и содержание профилактики наркомании заключаются в следующем:

  1. Профилактические мероприятия должны быть комплексными и согласованными.
  2. Усилия для проведения таких мероприятий необходимо прикладывать всем взрослым лицам, от которых это зависит. Привлекать следует к работе с детьми и подростками педагогов, психологов, медицинские работников, сотрудников социальных служб и органов правопорядка.
  3. Направление их деятельности должно обеспечивать проведение на всех уровнях психологических, педагогических, психогигиенических мероприятий, целью которых является предупреждение наркозависимости и укрепление здоровья молодого подрастающего поколения.
  4. К профилактическим мерам следует отнести и своевременное выявление лиц, у которых существует зависимость от употребления наркотических веществ, обеспечение их лечения и полноценных реабилитационных мероприятий.
  5. На законодательном уровне следует тоже вести усиленную работу по привлечению не только к уголовной и административной ответственности лиц, потребляющих и распространяющих наркотики среди несовершеннолетних. Государству следует также уделять особое внимание расширению правовых основ для улучшения условий превентивной работы и лечению подростков-наркоманов.

Все методы профилактики необходимо направлять на создание комфортных условия для подростков, их развитию с максимальным использованием потенциала, и создания полноценной личности, здоровой как в физическом, так и в психическом смысле.

Рекомендации для школьных и других учебных коллективов

Многими специалистами разработаны методические рекомендации по профилактике наркомании у школьников и подростков. Например, должна существовать определенная последовательность в действиях представителей педагогического коллектива и администрации. Для этого следует:

  • Предоставить подросткам максимально достаточную и достоверную информацию обо всех возможных последствиях использования наркотических веществ.
  • Если беседа проводится с ребенком, который уже пробовал психотропное средство, то необходимо предложить свою помощь. Делать это следует максимально корректно.
  • При беседе с коллективом, ни в коем случае не указывать на тех, кто имеет уже проблемы с наркотической зависимостью.
  • Сообщить полную информацию обо всех заведениях, где могут оказать полноценную и анонимную помощь.
  • Работать с семьями подростков, особое внимание обращая на неблагополучные, а также выявлять окружение их по месту проживания.
  • Постоянно разрабатывать и внедрять программы на темы о вреде наркотиков с указанием конкретного плана мероприятий и вовлечением родителей.

Значение семьи в профилактике

Совершенно необходимой для нормальной жизни ребенка средой является семья, поэтому роль семьи в профилактике наркомании является основополагающей.

Существует здоровая семья. Для нее характерным признаком является сильная позиция родителей, с существующими определенными негласными правилами. Нормальные и откровенные взаимоотношения между всеми поколениями, привязанность на эмоциональном уровне.

Есть также конфликтный, или дисфункциональный тип семьи.  В них отмечаются несогласованные, неприязненные или непонятные отношения между ее членами, родители в такой семье существуют в атмосфере постоянной войны. В таких семьях, как правило, существуют проблемы с алкоголем и наркотиками, а у женщин выявляются неполадки со здоровьем, носящие психосоматический характер.

Общение между взрослыми членами семьи отличаются отсутствием заботы, в разговорах всегда присутствует взаимная неприязнь и упреки. Для такой «ячейки общества» характерным является отсутствие желания обсуждать свои проблемы с окружающими и избегание работников соцслужбы и родительских объединений. Все вопросы решаются в состоянии аффекта, по малейшему поводу возникает паника.

Есть также асоциальный тип семейных отношений, характеризующийся многочисленными проблемами, начиная с наркотиков, и заканчивая нарушениями правопорядка.

Такая семья решает свои проблемы на грани криминала и подвергается определенной изоляции со стороны соседних семей. Дети постоянно подвергаются психическому и физическому насилию, испытывают чувство стыда за родителей.

Большинство их них переносят стиль своих внутрисемейных отношений на поведение с окружающими людьми.

Следует понимать, что проблема подростковой наркомании может возникнуть в любой семье, но чаще она бывает в конфликтном и асоциальном варианте.

Помощь родителей при возникновении такой проблемы должна состоять из определенных этапов:

  1. Прежде всего, отец и мать должны довериться специалисту (психологу, психотерапевту, социальному работнику). Для оказания полноценной помощи необходимы оценки семейной ситуации и обсуждение с родителями желаемых результатов.
  2. Обязательное вовлечение в воспитательный процесс обоих родителей. Практика показывает, что когда это происходит, то вероятность положительного результата повышается во много раз.
  3. Родители должны понимать, что поведение ребенка – раздражительность, конфликтность, обидчивость, страх не являются определяющими их дальнейшие пристрастия. За ними стоит нереализованная потребность в любви, внимании, доверии. Подростку необходимо поощрение в его небольших победах и достижениях. Если в семье они этого не находят, то ищут в других местах, где под видимостью подобных отношений может иметь место потребление наркотических веществ.
  4. Воспитание должно заключаться еще и в том, чтобы научить подростка любить себя. Именно высокая самооценка не позволит ему поддаваться негативным соблазнам и выдерживать устойчиво все неприятности и удары судьбы. Не все родители это, к сожалению, понимают. Некоторые искренне уверены, что любовь к себе развивает эгоизм. Низкая самооценка у детей проявляется в неуверенном или слишком вызывающем поведении, они часто вступают в конфликты с родственниками, учителями и своими сверстниками. Чаще всего это и толкает их на разнообразные агрессивные по отношению к самому себе поступки и противоправные действия. Низкая самооценка приводит к формированию личности, которая боится быть отвергнутой, или же привыкает быть изгоем. Избежать этого можно только лишь задав себе и своему ребенку вопрос: что ему необходимо для нормального самосознания? В чем состоит его потребность, и как сделать так, чтобы ее удовлетворить?
  5. Если у родителей есть неуверенность в собственных силах и сомнения в том, что они смогут справиться с такой непростой задачей, то лучше всего в таком случае обратиться за помощью к специалисту. Лучшим примером для этого может служить практика здоровой семьи. В ней должны преобладать отношения в положительном стиле, где каждое мнение учитывается, а люди умеют слушать и слышать друг друга. Неплохо для отца и матери примерить на себя портрет «Хорошего и уверенного в себе родителя». Он не должен ругать за проступки, не повышает тон при разговоре, поощряет и хвалит за какие-либо достижения. Он знает все о домашнем хозяйстве, у него четкие и здравые представления о нормальном питании, поддержании здоровья, умении преодолевать трудности и конфликты, принимать оптимальные решения. Он может спокойно устанавливать границы, но при этом проявляет заботу и поддержку. Основные его свойства – спокойствие, уверенность, чувство юмора. Это идеальный портрет, но именно он дает представление о том, какие должны быть родители для того, чтобы не столкнуться в последствие с противоправными действиями своего сына или дочери.

Для выработки успешного поведения у своего ребенка необходимо:

  • Разделять его поступки и его самого («я не одобряю такого поступка, но тебя люблю»).
  • Научиться слушать и понимать необходимые потребности.
  • Не мешать ему в его занятиях и помогать только, если он об этом попросит.
  • Разрешать любой конфликт, не применяя наказаний и угроз.
  • Поддерживать успехи и все время говорить ему фразы, которые дают понимание того, что его любят.
  • Подтверждать свои чувства не только обычными словами, но и прикосновением, интонацией.
  • Постараться в собственных отношениях между взрослыми членами семьи перейти на конструктивные обсуждения вместо ссор и взаимных обвинений.

Меры по профилактике в России

Профилактика наркомании в России среди детей и подростков стоит особенно остро. Поскольку приобщение к психотропным средствам именно этой части населения идет нарастающими темпами и имеет очень тяжелые медицинские и другие последствия. Поэтому определение оптимальных вариантов дальнейшей стратегии и активной первичной профилактики имеет огромное значение.

На данный момент большинство молодых людей знают о способах использования наркотиков и их приобретения больше, чем кто-либо другой.

В недалеком прошлом основная часть психотропных и токсических средств была распространена среди детей, родившихся в неблагополучных семьях, такая часть называлась группой риска. Сними и проводилась превентивная работа.

Однако последние данные показывают, что увеличилось количество сбыта наркотиков в учебных заведениях элитного класса. Сложность состоит в том, что представители администраций этих заведений часто скрывают данный факт, опасаясь потерять свое «лицо».

  • Усугубляет ситуацию и тот факт, что из всех поступивших в клиники и больницы подростов с таким диагнозом, как ВИЧ, а также вирусные гепатиты B и C, 70% — наркоманы, использующие введение сильнодействующих средств внутривенно.
  • В рамках государственной программы по активной профилактике наркомании в Российской Федерации были созданы отдельные региональные программы, а также комиссии, которые являются организаторами и контролирующими органами, которые следят за выполнением этих подпрограмм на местах.
  • Все мероприятия проводятся с участием управлений здравоохранения и внутренних дел, есть уже положительные наработки по отдельным регионам страны.

Так, в Ростовской области производится выделение определенных групп риска, среди которых особенно интенсивно идет профилактическая работа. Такие данные берутся на основании задержанных детей и подростков под воздействием сильнодействующих средств.

Там специалистами разработаны методические пособия, помогающие работникам немедицинского профиля определять случаи использования наркотических средств и активно реагировать. В регионе очень широкая помощь в лечении и профилактики оказывается через психолого-педагогические Центры.

Многие школы участвуют в работе, там работают с этой целью около 500 психологов. Существует также областной телефон доверия.

Управление образования Самарской области организовало работу, целью которой является раннее выявление тех учеников, которые только начали использовать наркотики, с постановкой на учет внутри школ и в УВД. Разработана программа по профилактике безопасности несовершеннолетних, в которой отдельным разделом идет подростковая наркомания.

В областном наркодиспансере организовано обучение педагогического состава по проблеме молодежной и подростковой наркомании. Спецкурсы организованы в институте повышения квалификации. Местная телекомпания проводит показ целой серии антинаркотических роликов и фильмов, проводятся передачи, в которых работает телефон доверия в прямом эфире.

Читайте также:  Гнойная язвенно-некротическая ангина симановского-венсана: симптомы, лечение

Это видео рекомендуется показывать в школах

В других областях и регионах страны также ведется активная работа по мерам предотвращения роста наркомании среди детей и подростков. При этом используется не только собственный опыт, но и успешные наработки зарубежных коллег. Особенно ценным можно считать направленнось мероприятий в первую очередь на контингент школьников, поскольку именно в это среде происходит самая сильная дезадаптация и разнообразные осложнения, связанные с беспорядочной половой жизнью и нарушением норм гигиены.

Источник: https://zavisimosty.ru/narkomaniya/lechenie-i-profilaktika/narkomanii-v-shkole.html

«Профилактика наркомании среди подростков»

Родительское собрание

Тема: «Профилактика наркомании среди подростков».

Подготовила педагог-психолог: Соснина О.П.

Пояснительная записка

Необходимость ведения работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде обусловлено современным состоянием проблемы наркозависимости.

Установлено, что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни.

Социальные последствия в результате изменений личности, вызванных приемом ПАВ, затрагивают не только их потребителей, но и окружающих их людей и общество.

  • Работу по профилактике употребления ПАВ целесообразно начинать с младшего школьного возраста и охватывать весь период обучения в школе.
  • Именно возраст 7-10 лет является временем первых проб наркотических и психоактивных веществ с уже осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые, и тем самым «повзрослеть» и как бы уравнять себя со взрослыми.
  • Поэтому первичную профилактику злоупотребления психоактивными
  • веществами несовершеннолетними стоит начинать с семьи, ведь именно семья закладывает духовное начало ребенка.
  • Цель
  • Просвещение родителей по проблеме употребления наркотических веществ среди подростков.
  • Доведение до сведения родителей номеров телефонов, оказывающих психологическую помощь в случае выявления фактов употребления наркотических средств и психотропных веществ.
  • Задачи:
  • 1. Повышение информированности и правовой грамотности родителей (законных представителей) по проблеме наркомании; ознакомление со статистическими данными по России;
  • 2. Осознание мотивов, толкающих детей и подростков на употребление наркотиков;

3. Осознание необходимости активного обсуждения проблемы наркомании в семье. Раздача памяток.

  1. Форма проведения собрания:
  2. -презентация; вечер вопросов и ответов;
  3. -возраст аудитории родители (законные представители) 30-50 лет.
  4. Предполагаемые результаты:
  5. 1) уменьшение факторов риска употребления ПАВ среди подростков посредством влияния семьи;
  6. 2) формирование здорового жизненного стиля подростков.
  7. Материалы для собрания: проектор, доска, буклеты.
  8. Вступительное слово психолога: Уважаемые родители!

В последнее время проблема подростковой наркомании остается актуальной. В последние годы правительством России предприняты серьезные организационные и профилактические мероприятия, направленные на противодействие потреблению наркотических средств и их незаконному обороту.

В нашей школе ежегодно проводятся мероприятия профилактической направленности (кроссы, спортивные состязания). Прежде всего, это пропаганда здорового образа жизни.

В школе работают спортивные секций, кружки. 

Слайд 2. По статистике ежегодно в России от приема наркотиков умирает около 30.000 чел. Каждый год выявляются 80.000 новых наркозависимых в возрасте от 17- 40 лет. Основной возраст первого знакомства

  • с наркотическими средствами приходится на
  • 11-14 лет   (41%) детей
  • 15-17 лет   (51%)
  • Так же отмечаются случаи употребления наркотиков детьми более раннего возраста (этоупотребление ингаляторов, вдыхание паров клея, ацетона, газа для зажигалок).

Основной причиной наркотической зависимости является «синдром дефицита удовлетворенности». Это определенное сочетание генов, при котором человеку трудно чувствовать себя комфортно.

Люди, страдающие дефицитом удовлетворенности, с детства неосознанно ищут способы компенсировать эту нехватку различными видами поведения, а в подростковом или уже взрослом возрасте при определенном стечении обстоятельств нередко прибегают к помощи психоактивных веществ, которые помогают им получить желаемое удовольствие и наслаждение.

Также одной из причин является  «неправильная семья», где воспитание осуществляется либо одним из родителей, либо где присутствует располагающая атмосфера, складывающаяся в доме, отсутствие эмоциональной близости

Слайд 3.

Существуют Факторы риска развития наркомании: это -биологические (патология беременности, осложненные роды, хронические заболевания детского возраста, сотрясения головного мозга); -социальные (постоянная занятость родителей, ассоциальное поведение родителей, приобщение к «первичным наркотикам» (алкоголь, табак), наличие друзей, злоупотребляющих наркотики, насилие в семье. -психологические (ощущение собственной ненужности; низкая самооценка и неуверенность в себе, неприятие социальных норм и ценностей).

  1. Основными причинами употребления наркотиков подростками является:
  2. любопытство (испытать все на себе)
  3. подражание:желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей группе.
  4. — стремление уйти от тоски и одиночества.

— Дефицит внимания к ребенку в семье (ухоженный, накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, т.к. до его настроения и переживаний, никому нет дела).

-желание выделиться. Отдельные подростки стремятся проявить себя или выделиться в коллективе сверстников любой ценой.

Слайд 4. «Наркотики». В переводе с греческого – приводящий в оцепенение, одурманивающий.  Существует большое количество разнообразных веществ, которые активно действуют на нервную систему и психику человека.

  • Вот наиболее часто встречающиеся:
  • Психоделики (гашиш, марихуана (синонимы: анаша, травка, клей «Момент», бензин или ацетон, газ для зажигалок, спайс (курительные смеси).
  • Внешние признаки употребления: зрачки глаз расширены, отсутствует координация движения, тяга к сладкому, повышенный аппетит, слабо выраженные галлюцинации.

Стимуляторы (кокаин, некоторые медицинские препараты (эфедрон, перветин), экстази.героин, морфий, кодеин, крэк).

  • Подростки часто употребляют экстази как дополнительный заряд энергии на дискотеках, чтобы танцевать всю ночь. 
  • Употребление крэка сопровождается коротким периодом эйфории, сменяющимся депрессией, гиперактивностью на начальных стадиях, непрекращающимся насморком.

Самые распространенные среди молодежи курительные смеси (травка, спайс), упакованы они в маленькие полиэтиленовые пакетики. 

Так как, смеси курят через разные трубочки, прежде чем зайти домой, подросток оставляет такую трубочку в подъезде (в щитке). Действие наркотика может длиться от 20 минут до нескольких часов.

  1. Слайд 5. Признаки употребления курительных смесей
  2. -Сопровождается кашлем (обжигает слизистую)
  3. -Сухостью во рту (требуется постоянное употребление жидкости),
  4. -Мутный либо покрасневший белок глаз (важный признак! наркоманы знают, поэтому носят с собой Визин, и другие глазные капли)
  5. -Расширенный зрачок
  6. -Нарушение координации
  7. -Дефект речи (заторможенность, эффект вытянутой магнитофонной пленки)
  8. -Заторможенность мышления (тупит)
  9. -Неподвижность, застывание в одной позе при полном молчании (если сильно обкурился, минут на 20-30)
  10. -Бледность
  11. -Учащенный пульс
  12. -Приступы смеха
  13. Передозировка сопровождаются тошнотой, рвотой, головокружением, сильной бледностью, до потери сознания, и может привести к смерти.
  14. Как правило, ни один из употребляющих курительные смеси не считает себя наркоманом.
  15. Смеси для курения становятся первым шагом на пути к переходу к более тяжелым наркотикам.
  16. Слайд 6. Последствия развития психической и физической зависимости
  17. Физическая зависимость — при пропуске приема наркотика начинается «ломка» (тяжелый грипп +тяжелое пищевое отравление , тревога, подавленность).
  18. -Снижается иммунитет;
  19. -Происходит нарушение гормонального фона;

-Риск развития сахарного диабета, рака легких и т.д.;

  • -Поражение сердечно-сосудистой системы;
  • Психическая зависимость –появляется чувство любви к наркотикам, постоянное ожидание переживания эйфории. Происходит -Психические нарушения (подобные при шизофрении);
  • -Депрессии; потеря смысла жизни, опустошенность, одиночество.
  • Слайд 7. Как узнать, употребляет ли ребенок наркотики
  • -Нарастающая скрытность ребенка.
  • — Самоизоляция в семье.
  • — Частые просьбы отпустить на ночь из дома, либо отсутствие ночью без объяснения причин.
  • — Резкое снижение успеваемости, потеря интереса к привычным занятиям и увлечениям.
  • — Участившиеся прогулы занятий.
  • — Нарастающая лживость, безразличие к делам, частые и длительные уединения в туалете или ванной.
  • Так же обращайте внимание на внешние признаки ребенка.

Слайд 8. Что стоит делать родителям в целях профилактики!?!

Лучшая методика борьбы с употреблением ПАВ и девиантным поведением — профилактика. Способствующий развитию личности, ориентированной на здоровый образ жизни. Пропаганда здорового образа жизни следует начинать в начальной школе и продолжать до старших классов. Высокая информированность о последствиях наркомании существенно снизит риск развития зависимости у подростков и молодежи. 

-вовремя дайте ребенку всю необходимую информацию. Ваша информация должна опередить негативное влияние наркоманов, их рекламу «самого крутого и модного кайфа». Эксперименты детей с психоактивными веществами начинаются уже с 3-4 класса.

-научите их отвечать решительным отказом на предложение попробовать наркотики.

-будьте вместе со своим ребенком! Проводите с ним больше времени.

  1. Удержать ребенка от приема наркотиков может правильно организованный досуг
  2. -раннее развитие интересов и увлечений (секции, кружки);
  3. -собственным примером формируйте здоровый образ жизни у ребенка

Слайд 9. Как реагировать, если ваш ребенок подтвердил, что употребляет наркотические вещества?

Если вы заметили признаки употребления, поговорите с ребенком. Держите себя в руках, ведь для вашего ребенка было очень сложно рассказать вам о том, что он принимает наркотики. Обозначьте свою позицию: я люблю и принимаю тебя, но я не принимаю употребление наркотиков.

Позвоните на телефон горячей линии 8-800-2000-122 и выслушайте все рекомендации. Обязательно обратитесь за помощью к специалисту (наркологу).

Раздача буклетов родителям «Стоп наркотик». Приложение 1.

Самоанализ.

Основы личности подростка первым делом закладываются в семье. Если с раннего детства он видит вокруг себя людей, которые курят, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, то вредные привычки будут привлекательными и для него.

  • Для того чтобы справиться с подростковой наркоманией необходимо проводить больше просветительской и профилактической работы не только среди подростков, но и среди родителей, педагогов. 
  • Поэтому работа с подростками, попадающими в «группу риска», должна стать результатом совместных усилий, как родителей, так и учителей, психологов.
  • Список литературы:
  1. Профилактика наркомании в образовательном учреждении: Методический сборник для преподавателей образовательных учреждений. – Уфа, 2009.

  2.  Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад /. – М.: Моск. Гор. Фонд поддержки шк. Книгоиздания, 2003. – 120 с. – (Серия в помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» / М-во образования и науки Рос. Федерации).

  3. Профилактика девиантного поведения молодежи: Учеб. пособие/ Г. И. Семикин, Г. А. Мысина, З. Н. Калинина и др.; Под общ. ред.Н. А. Шайденко.– М.; Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2013

  4. Электронный источник:

Сайт «Социальная сеть работников образования»:  http://nsportal.ru/npo-spo

Источник: https://multiurok.ru/files/roditelskoe-sobranie-profilaktika-narkomanii-sredi.html

Первичная профилактика наркомании у подростков

В современном обществе вопрос злоупотребления психоактивными веществами среди молодежи стоит очень остро, имеет тенденцию к обострению в последние годы. Существует устойчивое «омоложение» современной российской наркомании, которому предшествует ранний алкоголизм у детей и подростков. Психоактивные вещества прочно вошли в молодежную субкультуру в целом.

Ранняя наркотизация и формирование зависимости у подростков влечет за собой̆ снижение социальной̆ роли, нарушение личностного роста, разрушение ценностных ориентаций, семейных отношений подростка, в конечном итоге ставит под сомнение возможность формирования полноценной̆ личности [4].

Проблема эффективности первичной профилактики наркомании среди подростков остается актуальной.

  Ведь несмотря на значимость и наличие разнообразной методической литературы и рекомендаций по организации профилактических мероприятий по борьбе с наркоманией в подростковой и молодежной среде, эта система профилактических мероприятий зачастую неэффективна, и не приносит каких-либо положительных результатов.

Многие исследователи проблемы употребления наркотиков среди молодежи отмечают необходимость системного подхода к профилактике этого явления. Обычно речь идет о структурной организации всех систем профилактики — школ, семей, досуга и т.д., а также об их организованном взаимодействии [3].

Читайте также:  Чем отличается карбункул от фурункула, гидраденита, абсцесса и флегмоны: разница, фото

Период полового созревания полон желания заявить о себе и выглядеть как взрослый, выделяться среди сверстников, завоевывать лидерство в классе, приобретать любимое хобби и решать свои проблемы самостоятельно.

Проблемы подростков можно разделить на три группы: социально-психологические, естественно-культурные и социокультурные.

Социально-психологические проблемы связаны с формированием самосознания молодых людей, их самоопределением, самореализацией, самоутверждением и саморазвитием.

Первичная профилактика наркотической зависимости предназначена для предотвращения начала употребления наркотиков лицами, которые ранее не употребляли их.

Он преимущественно социальный, самый массовый, ориентирован на широкое население детей, подростков и молодых людей и стремится сократить число людей, у которых может быть это заболевание, и усилия направлены не столько на предотвращение развития болезнь сколько на способность поддерживать или улучшать здоровье. Сформировав активный, функциональный, адаптивный образ жизни человека, можно укрепить здоровье и предотвратить развитие заболевания.

Это может быть достигнуто несколькими способами:

  • развитие и усиление мотивации для позитивных изменений в собственном образе жизни человека и в среде, с которой он взаимодействует;
  • направляет процесс осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, своего окружения;
  • усиление факторов адаптации или стрессоустойчивости, ресурсов человека и окружающей среды, которые снижают восприимчивость к заболеванию;
  • развитие процесса самоуправления индивида с его жизнью (управление самосознанием, поведением, изменениями, развитием);
  • развитие процесса социальной поддержки.

Министерство образования Российской Федерации рекомендовало модель позитивной наркологической профилактики.

Система позитивной профилактики ориентирована не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на потенциал здоровья, который защищает от возникновения проблем — развитие и раскрытие психических и личностных ресурсов, поддержку молодого человека и помощь в самореализации его собственной жизненной цели.

Современный подход к решению проблемы токсикомании предполагает приоритет профилактической работы, которая должна начинаться до «критического возраста», то есть дети дошкольного и младшего школьного возраста становятся основным объектом профилактической работы, при этом особое внимание уделяется профилактической работе в образовательных учреждениях.

В настоящее время при проведении мероприятий посвящённых профилактике наркомании среди подростков, основным направлением работы выбирается информирование подростков о вреде психоактивных веществ.

Мероприятия позволяющие получить навыки необходимые для того, что подросток мог противодействовать давлению сверстников и асоциальных групп, проводятся недостаточно часто.

А родители в проведение профилактических мероприятий не включаются.

  • Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются [3]:
  • 1. социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных морально-нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, негативное отношение к тестированию и прием психоактивных веществ, в том числе препаратов, изменяющих психическое состояние;

Источник: https://sibac.info/studconf/science/lxix/142141

Некоторые вопросы профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков

Фортова Л. К. Некоторые вопросы профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков // Молодой ученый. — 2019. — №26. — С. 333-335. — URL https://moluch.ru/archive/264/61333/ (дата обращения: 03.04.2020).



В данной статье рассматриваются некоторые меры по превенции употребления подрастающим поколением таких психоактивных веществ, как алкоголь и наркотические средства. Изучаются мнения других ученых по данной проблематике, демонстрируется и обосновывается авторская позиция по рассматриваемой теме.

Ключевые слова: профилактика, алкоголизм и наркомания, подростки, школа, семья, педагог, учитель.

Не секрет, что современные условия развития отечественного общества характеризуются непростыми процессами, обусловленными совокупностью политических, экономических, социальных и других факторов. Быстро меняющиеся ценности в сочетании с несвоевременной адаптацией могут порождать нравственные патологии подрастающего поколения, которые, в свою очередь, могут привести к нарушению социализации.

Все это приводит к тому, что молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сформировать здоровый стиль жизни.

Анализ тенденций развития общества показывает, что дети и подростки, находясь под воздействием непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий, а прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызывают появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, увеличение форм саморазрушающего поведения, на первое место из которых выходят такие антиобщественные явления, как алкоголизм и наркомания, которые становятся важнейшими проблемами современного общества. Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни и будет оставаться таковой до тех пор, пока в обществе не изменится отношение к употреблению спиртных напитков. Начинается пьянство с эпизодического употребления алкоголя, а затем делается все более систематическим, становясь вредной привычкой, достигающей степени пагубного пристрастия. В последнее время происходит неуклонное «омоложение» алкоголизации: средний возраст начала употребления алкоголя в России среди мальчиков снизился до 12 лет, среди девочек до — 13 лет. Отмечается заметный рост числа подростков, злоупотребляющих алкоголем; для них характерна более низкая успеваемость, конфликтные отношения с окружающими, высокий уровень невротизации, прогрессирование распространенности аддиктивного поведения [1].

Наркомания сегодня распространяется во всех без исключения социальных группах и слоях общества и, особенно, в молодежной среде.

Дальнейший рост числа наркозависимых среди детей и подростков создает предпосылки угрозы национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи.

Сложившаяся ситуация вызывает острую необходимость решительных и активных действий по пресечению злоупотребления психоактивными веществами [2].

Работа по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков не должна быть изолированной от общей воспитательной работы в школе. Она органически входит в единый целостный процесс нравственного воспитания.

Поскольку большинство подростков этой категории — трудные и педагогически запущенные подростки, то основная задача школы — предупреждение трудновоспитуемости, организация систематической работы с трудными школьниками.

Также важно помнить о том, что употребляющие алкоголь и наркотические средства обучающиеся могут вовлечь в свою группу и других подростков.

В связи с этим важной задачей становится своевременное выявление потребителей и распространителей алкоголя и наркотических средств.

Чтобы оперативно определить пристрастие подростка к данным психоактивным веществам педагог должен быть осведомлен о характерных признаках наркомании и алкоголизма.

Немаловажная задача учителя — вовремя заметить у обучающегося внезапную немотивированную потерю интереса к обучению, агрессивность, либо наоборот чрезмерную апатию, заторможенность, общее состояние, похожее на последствия алкогольного опьянения, но без характерного запаха.

Скоропалительные выводы делать нецелесообразно, т. к. состояния, сходные с наркотическим или алкогольным опьянениями могут возникать и по другим причинам (психические и соматические заболевания, дисфункции и т. д.).

В том случае, если педагог убежден, что подросток действительно регулярно принимает алкоголь, либо наркотические средства, он, тем не менее, не может взять на себя медицинские функции.

Ему необходимо внимательно изучить имеющуюся информацию о школьнике, включая социальные сети, посетить семью, побеседовать с учителями-предметниками, одноклассниками, друзьями.

Что может сделать педагог, заметивший в классе таких подростков? Прежде всего, ему необходимо проявлять особую нетерпимость к родителям, способствующим алкоголизации и наркотизации подростков, необходимо повышать общую педагогическую культуру таких семей, помогать им наладить психологический контакт с детьми, доступно и наглядно продемонстрировать деструктивные последствия употребления алкоголя и наркотиков в детском возрасте.

Педагоги России конца 19 — начала 20 в.в. (А. Григорьев, Н.

Агеев) неоднократно говорили о том, что во всех школах, а затем и специальных училищах необходимо проводить антиалкогольное обучение в контексте всех предметов школьной программы, акцентируя внимание на пагубности влияния наркотических средств, т. к. описывая эйфорию, можно, наоборот вызвать обратный эффект, усилив интерес к этому явлению.

К сожалению, средства массовой информации не всегда эффективно проводят антинаркотическую работу, а в ряде случаев, с помощью рекламы, вызывают нездоровый интерес к спиртным напиткам.

Противонаркотическая пропаганда должна проводиться с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей обучающихся. Акцент в этой работе необходимо делать на психологические особенности возраста.

В пубертатном периоде ведущими чертами личности подростков являются стремление стать независимым, сильным, мужественным.

Отсюда — учитель должен объяснить им, что употребление алкоголя и наркотиков приводит к преждевременному изнашиванию организма, нарушаются процессы мышления, памяти, координации, воли, слабеют мышцы.

Основываясь на психологической особенности девушек быть красивыми, учителю следует продемонстрировать с помощью доступных примеров, случаев из повседневной жизни о воздействии алкоголя и наркотиков на внешность: бледность лица, помутнение глаз, дряблость и преждевременное старение кожи. Последствия алкоголизма и наркомании самым негативным образом сказываются на репродуктивной функции подростков. У юношей развивается половая дисфункция, происходит стерилизация половых клеток; у девушек — преждевременные роды, выкидыши, уродства.

Эффективность профилактической работы будет повышаться если школа будет привлекать компетентных специалистов по данной проблеме: психологов, психиатров, сексологов, генетиков, социологов, юристов. Особенно важно это при работе со старшеклассниками, которые отличаются чрезмерным максимализмом, недоверием.

В то же время отдельные беседы со специалистами не могут заменить кропотливой, систематической и последовательной работы педагогического коллектива школы по профилактике алкоголизма и наркомании среди обучающихся. Важнейшей задачей педагогических работников является выявление источника негативной информации (сверстники, друзья, средства массовой информации и т.

д.) и переориентация на социально значимое поведение.

Таким образом целенаправленная и систематическая работа по вовлечению обучающихся в разнообразные виды деятельности, приобщение их к умственному и физическому труду, продуманный интересный досуг, здоровый нравственный климат в семье и школе — основа профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков.

Литература:

  1. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. — М.: «Академия», 1999.
  2. Колесов Д. В. Болезни поведения. Воспитание здорового образа жизни. — М: Дрофа, 2002.
  3. Овчинников О. М., Фортова Л. К. Some features of pedagogical support of professional self-determination of students // Перспективы науки. 2018. № 9 (108). С. 73–75.
  4. Фетисова Т. С., Велашку Э. П. М., Тюрикова Г. Н. Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков как эффективный способ борьбы с социально обусловленными болезнями общества // Актуальные проблемы естественнонаучного образования, защиты окружающей среды и здоровья человека. 2015. Т. 1. № 1. С. 237–240.
  5. Фортова Л. К., Фабриков М. С. Превенция деформации правового сознания обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — № 15. — С. 518–519. — URL https://moluch.ru/archive/119/33054/ (дата обращения: 14.06.2019).

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, алкогольное опьянение, массовая информация, наркомания, подрастающее поколение, профилактика алкоголизма, систематическая работа, средство, школа.

Источник: https://moluch.ru/archive/264/61333/

Ссылка на основную публикацию